Виртуальная прогулка по Императорскому
Санкт-Петербургскому университету конца XIX века
(по материалам Музея истории СПбГУ)

   

Университет в XIX веке

Санкт-Петербургский университет в XIX веке

к.и.н., доцент И.Л.Тихонов

Университет (Императорский Санкт-Петербургский университет) – старейшее высшее учебное заведение России, был основан 28 января 1724 г. Петром I в составе Академии наук (в историографии для этого периода закрепилось название «Академический университет»). В конце XVIII-начале XIX вв. претерпевал различные организационные и структурные изменения, с 1804 г. существовал под именем Педагогического, а с1816 г. – Главного Педагогического института. 8 февраля 1819 г. по инициативе попечителя Санкт-Петербургского учебного округа С.С.Уварова был возрожден под именем Санкт-Петербургского университета в системе министерства народного просвещения. Возрожденный университет унаследовал от института все: профессоров и студентов, структуру факультетов, объемы и программы преподавания, помещения, библиотеку и учебные кабинеты.

Наряду с сохранением должности директора, которому вменялся “надзор за всеми внутренними делами университета”, была учреждена должность ректора, ежегодно избираемого профессорами и реорганизовано Правление университета, в котором сосредотачивались все административные и хозяйственные дела не только самого университета, но и всего учебного округа. Председателем Правления и непосредственным начальником университета становился попечитель учебного округа. В марте 1819 г. были проведены выборы деканов, а на пост ректора был избран М.А. Балугьянский. Первоначально университет руководствовался временными правилами, составленными Уваровым и прежним уставом Главного Педагогического института. Только в 1824 г. на него было распространено действие типового устава 1804 года. С 1821 г. получил почетное право именоваться Императорским.

В ноябре 1819 г. был объявлен прием в университет, подали прошения 27 человек. Из них только один имел удовлетворительный гимназический аттестат, поэтому остальные были подвергнуты экзаменам. К 1829 г. в университете числилось уже 92 своекоштных студента и 39 вольнослушателей. Занятия начинались в 8 часов утра и продолжались с двухчасовым перерывом до 6 часов вечера. Лекции были двухчасовые, таким образом, студенты должны были слушать по 3 - 4 лекции ежедневно, кроме воскресенья. Первоначально учебный год совпадал с календарным, а затем был установлен с августа по июнь с месячным перерывом на каникулы. Срок обучения составлял три года. Студентам полагалось носить форменную одежду - синий мундир с красным воротником и петлицами и синюю фуражку с малиновым околышком. В 1831 г. синее сукно на мундирах было заменено на темно-зеленое.

Еще до 1819 г. в рамках Педагогического института, в основном из его же воспитанников, сформировалась группа преподавателей, которые были подлинным украшением русской науки и высшей школы, причем, многих из них объединяли ярко выраженные просветительские взгляды. Лекции по политической экономии и праву читали профессора М.А.Балугьянский, А.П.Куницын, М.Г.Плисов; по статистике и географии К.Ф.Герман и К.И.Арсеньев; по философии и истории А.И.Галич и Э.Раупах.

В лекциях этих профессоров присутствовали идеи критики крепостного права, феодального строя, феодальной государственной системы и даже заявления о преимуществах конституционного способа правления над абсолютной монархией.

Все это резко расходилось с реакционным курсом политики последних лет царствования Александра I, наиболее ярко проявляющемся в деятельности министерства народного просвещения под руководством князя А.Н.Голицына. После отставки Уварова с поста попечителя учебного округа на его место был назначен член Главного правления училищ Д.П.Рунич, ярый сторонник подобного курса. Осенью 1821 г. Рунич организовал так называемое “дело профессоров Петербургского университета”, фактически обвинив их в политической неблагонадежности и преподавании наук в духе противном “началам христианским и монархическим”. Над четырьмя профессорами: Германом, Раупахом, Галичем и Арсеньевым было устроено позорное судилище, в результате которого им было запрещено читать лекции в университете (Куницын был уволен еще раннее). В сложившейся обстановке ректор Балугьянский подал в отставку и то же вскоре покинул университет. Выражая свое несогласие с обскурантистским курсом нового попечителя из университета ушли востоковеды Шармуа и Деманж, экономист Плисов, минеролог Панснер.

После профессоров Рунич взялся и за студентов, в итоге произведенного им “разбора” 29 студентов были исключены. Он так же добился перевода университета из здания Двенадцати коллегий в тесное и мало приспособленное помещение университетского Благородного пансиона на Кабинетной улице, почти на окраине города, где университет вынужден был ютиться до 1837 года. Поскольку многие профессора имели казенные квартиры в здании Двенадцати коллегий или жили поблизости на Васильевском острове, то осенью и весной во время ледостава и ледохода они оказывались отрезанными от университетских аудиторий.

Итогом деятельности Рунича стала его отставка в 1826 г. сопровождавшаяся возбуждением против него следствия по обвинению в растрате казенных сумм, отпущенных на строительство специального здания для университета. Из спешно набранных Руничем взамен ушедших профессоров, по отзывам современников, только один был по настоящему талантлив. Это О.И.Сенковский, блестящий арабист, получивший профессорскую должность в 22 года. Он вместе с вернувшимся в университет иранистом Шармуа положил начало формированию научного востоковедения в стенах университета. Впоследствии Сенковский так же немало прославился как писатель, сатирик, критик и журналист, выступавший под псевдонимом “барона Брамбеуса”.

Достаточно острой оставалась проблема подготовки кадров высшей квалификации для замещения профессорских вакансий. Хотя университеты имели право присуждения ученых степеней, так как еще в 1819 г. Комитет министров утвердил “ Положение о производстве в ученые степени”, которым устанавливались четыре степени: действительного студента - для всех закончивших университет, кандидата - для окончивших университет с дипломом 1-ой степени и специальной работой ( кандидатской диссертацией, аналогичной современной дипломной работе), магистра - для сдавших по окончанию университета специальные магистерские экзамены и защитивших магистерскую диссертацию ( аналог современной кандидатской диссертации), доктора - для защитивших после магистерской так же и докторскую диссертацию. Тем не мене правительство сочло необходимым в 1827 г. организовать особый Профессорский институт на базе Дерптского университета, рассчитанный на 20 с лишним мест. Совет Петербургского университета выбрал 8 студентов, большинство которых были первокурсниками. После испытаний проведенных в Академии наук шестеро были признаны достойными и летом 1828 г. отправились в Дерпт. Трое из них: историк Михаил и зоолог Степан Куторга и юрист Калмыков через несколько лет заняли профессорские кафедры в родном университете.

На физико-математическом факультете преподавание вели: профессор астрономии, академик В.К.Вишневский, прославившийся выполненным им 1806 - 1815 гг. определением 300 астрономических пунктов на территории России и наблюдениями за кометами в обсерватории Академии Наук. Кафедра физики и химии была общей, и возглавлял ее профессор химии М.Ф.Соловьев, а физику читал Н.П.Щеглов, автор известного учебника, секретарь Вольного Экономического общества и издатель журнала новостей в области естественных наук и сельского хозяйства. На курс общей и частной физики отводилось по 2 часа в неделю (позднее 8 часов). После смерти Н.П.Шеглова в 1831 г. эти курсы перешли к его тезке и однофамильцу Н.Т.Щеглову, закончившему университет в 1823 г. Кафедру математики занимал профессор Д.С.Чижов. Лекции по минералогии читал Д.И.Соколов, по ботанике Г.П.Бонгардт, по зоологии ученик Кювье А.В.Ржевский.

На философско-юридическом факультете философию преподавал профессор российской словесности Толмачев, римское право - В.В.Шнейдер, политическую экономию и науку о финансах - Бутырский, естественное право - философ П. Д.Лодий..

Историко-филологический факультет представлял профессор географии и статистики, автор ряда научных трудов и учебных пособий Е.Ф.Зябловский. Здесь разворачивалась педагогическая деятельность крупного антиковеда академика Ф.Б.Грефе, преподававшего греческую и римскую словесность. Всеобщая история после изгнания Раупаха перешла к французскому эмигранту Дегурову, но он став ректором, прекратил чтение лекций, поручив их так же, как и российскую историю, Рогову, читавшему довольно бесцветно. Изменения в преподавании истории произошли только с появлением на исторической кафедре Н.Г.Устрялова, впервые организовавшего в добавление к лекциям и практические занятия по изучению важнейших источников отечественной истории. В 1834 г. преподавание истории Зпадной Европы в средние века было поручено Николаю Васильевичу Гоголю. Его деятельность в университете была недолгой как и стремление к ученому поприщу, тем не менее среди литературных произведений великого писателя есть несколько статей по истории и ее преподаванию, отражающих содержание университетских лекций. На лекцию Гоголя в университетскую аудиторию однажды пришел Пушкин, восторженно встреченный студентами.

В начале 1830-ых годов произошли значительные изменения в преподавании литературы. Вместо устаревшего схоласта Толмачева на кафедре русской словесности появились П.А.Плетнев и А.В.Никитенко, внесшие свежую струю и поощрявшие литературные опыты студентов. На одной из лекций Плетнева студент П.П.Ершов впервые прочитал написанную им по фольклерным мотивам сказку в стихах “Конек-Горбунок”. В 1834 г. в университет поступил И.С.Тургенев.

В целом период 1819-1835 гг. стал временем окончательного возрождения и становления университетского образования в Санкт-Петербурге. Сакт-Петербургский университет получил надлежащий статус и стал действовать наряду с другими университетами в рамках системы высших учебных заведений подчиняющихся министерству народного просвещения, осуществляя руководство делами всего Санкт-Петербургского округа, в который так же входили Псковская, Новгородская, Олонецкая, Вологодская и Архангелогородская губернии. Всего за эти годы 284 человека закончили курс университетского образования, среди них было немало будущих известных ученых. Например, знаменитый профессор истории Московского университета Т.Н.Грановский, профессора Петербургского университета В.В.Григорьев, А.В.Никитенко, Н.Г.Устрялов, известный археолог и нумизмат П.С.Савельев и многие другие. В определенной степени такое сравнительно небольшое количество студентов определялось тем обстоятельством, что выпускники университета получали чины 14 -12 классов по Табели о рангах, в то время как выпускники университетского же Благородного пансиона, проходящие более облегченный курс наук, могли получать чины до 10-го класса включительно. Население столицы полуфеодальной страны, каковой была Россия начала XIX века, среди которого был высокий процент дворянства и чиновников, предпочитало отдавать своих детей в более привилегированные учебные заведения. Тем не менее наблюдалась постоянная тенденция к увеличению числа желающих получить университетское образование. К 1835 г. на трех факультетах университета насчитывалось 275 студентов, из которых более 80 % были своекоштными. Несмотря на разгром 1821 г. вследствие которого из университета ушли многие талантливые ученые, в целом здесь складывался высокопрофессиональный преподавательский коллектив, пополняющийся, в основном, собственными выпускниками.

При университете существовал ряд кабинетов с разнообразными коллекциями и учебным материалом. Минералогический кабинет (создан в 1805 г.) насчитывал к 1829 году более 7,5 тысяч образцов, в 1830 г. А.Ф.Постельс передал коллекцию из 280 экземпляров горных пород, собранных во время кругосветного плавания. В нумизматическом кабинете было 838 монет и медалей, в ботаническом музее - около12 тысяч образцов растений и семян, в зоологическом музее - 8048 предметов, в физическом кабинете - 146 машин и приборов. Университетская библиотека имела к этому времени 5914 изданий. Развитие учебно-вспомогательных кабинетов сдерживалось недостаточностью отпускаемых денежных средств, так как ежегодно на пополнение библиотеки и кабинетов и на содержание лабораторий выделялось всего 6 тысяч рублей.

26 июля 1835 года Николаем I был утвержден новый устав российских университетов. С 1-го января 1836 г. он был введен в действие. (Следует заметить, что в отличии от западноевропейских университетов, русские университеты в XIX -начале XX века подчинялись единым уставам, унифицирующим их структуру и перечень преподаваемых дисциплин.) Структура и принципы управления университетом подверглись значительным изменениям. Прежде всего университет был освобожден от управления делами учебного округа, с тем , чтобы профессора имели “более досуга для их ученых занятий”. Срок полномочий выборных ректора и деканов был продлен до 4 лет. Право утверждения деканов было предоставлено министру народного просвещения, а ректора - непосредственно императору. Прямым начальником над университетом оставался попечитель учебного округа, который утверждал избираемых Советом университета профессоров, вместе с тем он мог и непосредственно назначать профессоров на вакантные кафедры по своему усмотрению. Совет состоял из всех профессоров, которые делились на ординарных и экстраординарных. Профессор прослуживший 25 лет получал звание заслуженного и выходил в отставку с сохранением своего полного жалованья, освобождая место для более молодого ученого; впрочем, совет мог избрать его еще на 5 лет и даже повторить это избрание.

Административно - хозяйственным органом оставалось правление, состоящее из ректора, деканов и синдика (заведующего канцелярией). Последний, так же как инспектор, ведавший студенческими делами, назначался попечителем и контролировал работу совета. Раннее он лишь присутствовал на заседаниях совета.

По уставу 1835 г. в состав университета могли входить только три факультета: философский, юридический и медицинский. Поскольку в Петербургском университете в течении XIX века медицинский факультет отсутствовал, оставалось только два первых факультета. Коренному преобразованию подвергся юридический факультет. Из преподававшихся здесь предметов философия, история и политическая экономия были исключены, но зато было расширено преподавание собственно юридических дисциплин. Этот факультет составили 8 кафедр: римское право; гражданские законы общие, особенные и местные; законы полицейские и уголовные; энциклопедия, законоведение и российское государственное право; международное право; законы благоустройства и благочиния; законы о государственных повинностях и финансах; церковное право.

Бывшие историко-филологический и физико-математический факультеты были преобразованы соответственно в 1-ое и 2-ое отделения философского факультета. В таком виде “философский факультет” существовал до 1850 года, когда он был ликвидирован, а два его отделения вернули прежнее наименование факультетов. 1-ое отделение получило отдельную кафедру российской истории и кафедру истории и литературы славянских народов и состояло кроме упомянутых из кафедр: философии, греческой словесности и древностей, римской словесности и древностей, российской словесности и истории российской литературы, всеобщей истории, восточной словесности. В течении 1836-37 учебного года 1-ое отделение философского факультета делилось на три разряда: историко-политических наук, общей словесности, восточной словесности. В дальнейшем сохранялось только разделение на два последних разряда. На базе разряда восточной словесности в 1855 г. был открыт особый факультет восточных языков.

2-ое отделение философского факультета (бывший физико-математический факультет) сохранял свое деление на прежние разряды: математический и естественный. Здесь к физике было присоединено преподавание физической географии и окрыта новая кафедра технологии, сельского хозяйства, лесоводства и архитектуры. Кроме этих двух существовали следующие кафедры: математики, астрономии, химии, минералогии и геогнозии, ботаники, зоологии.

На протяжении почти тридцатилетнего действия устава 1835 года структура университета не оставалась неизменной, появлялись и новые кафедры не предусмотренные уставом. В 1839 г. по инициативе и на средства министерства финансов при университете было открыто реальное отделение, готовившее преподавателей технических наук, туда набрали 6 студентов, успешно закончивших курс в 1843 г. А министерство иностранных дел на свои средства учредило кафедру валахо-молдавского языка для подготовки чиновников для Бессарабии знающих, молдавский язык. Эта кафедра существовала почти 20 лет, до 1858 г. По аналогии с ней в 1845 г. были учреждены кафедры армянского, грузинского и татарского языков при разряде восточной словесности. Туда поступали молодые люди, специально присылаемые с Кавказа для приготовления к разного рода государственной службе в этом регионе.

Общим предметом для всех факультетов было объявлено богословие. Срок обучения в университете был увеличен до четырех лет. С 1837/38 учебного года продолжительность лекций была сокращена до полутора часов и все они были размещены в первую половину дня с 9 до 15 часов. В январе 1837 г. ввели новые правила, по которым от желающих поступить в университет требовалось знание всех гимназических предметов со средним баллом не ниже 3 (при 5-ти бальной системе), и устанавливались переводные испытания для перехода на следующий курс. Не сдавшие переходного экзамена оставались на “второй год”, а при повторной неудаче увольнялись из университета. В том же году студентам было предоставлено право носить шпаги и треугольные шляпы и при встрече с генералами отдавать им честь по-офицерски.

В 1850 г. институт казеннокоштных студентов, из которых готовили учителей для средних учебных заведений был упразднен. Вследствие этого стали учреждаться разного рода государственные и частные стипендии для студентов. Например, князь Николай Юсупов пожертвовал 10 тысяч рублей, с тем чтобы на проценты от этой суммы были учреждены две стипендии для беднейших студентов, которые получат на вступительном испытании высшие балы по русской словесности и истории. При открытии факультета восточных языков 11 стипендий выделило министерство народного просвещения и 10 - министерство иностранных дел. (Средний размер стипендии составлял 300 рублей в год). С 1860 г. бывший студент Павел Демидов стал ежегодно вносить 3000 рублей на содержание нескольких студентов административного разряда юридического факультета. Студенты стали жить на частных квартирах, но и там они находились под наблюдением университетского инспектора. Например, только в 1855 г. им было совершено 1540 “посещений” студенческих квартир.

Устав предъявил жесткие требования к научной квалификации преподавателей, отныне лица, претендующие на профессорскую должность обязаны были иметь докторскую степень, а на должность адъюнкта - магистерскую. Упорядочивалась процедура получения ученых степеней и проведения публичных диспутов по защите диссертаций. Студентам, отлично окончившим университет, степень кандидата присуждалась без особых испытаний, остальные должны были выдержать кандидатские экзамены и написать кандидатское сочинение или удовольствоваться званием действительного студента. Всего за период с 1836 по 1863 год университет выпустил 1595 человек со степенью кандидата и 628 со званием действительного студента. Для получения докторской и магистерской степени было необходимо и выдержать экзамен и защитить диссертацию.

Вследствие этого начались регулярные диспуты по обсуждению представляемых в факультеты диссертаций. Всего с 1836 по 1864 г. в Петербургском университете было проведено 136 магистерских и докторских защит. Среди получивших в это время ученые степени были знаменитые ученые: химик Д.И.Менделев, математик П.Л.Чебышев, ботаник А.Н.Бекетов, историки М.М.Стасюлевич и М.И.Сухомлинов, филолог В.И.Ламанский и многие другие. В 1855 г. широкий общественный резонанс получила магистерская защита Н.Г.Чернышевского.

Магистерские экзамены и в особенности диспуты “много послужили к оживлению ученого духа между преподавателями и водворению его между студентами”. В еще большей степени оживлению научных интересов в среде студенчества способствовало такое важное новшество устава 1835 г., как присуждение медалей и почетных отзывов студентам, предоставившим сочинения на темы, предложенные факультетами. Сначала каждому факультету было предоставлено право выдвигать ежегодно по одной “задаче” (теме), затем по две с присуждением одной золотой и серебряной медали. Задачи выдвигались весьма серьезные, требующие от студентов самостоятельной научной работы. Первым был удостоен золотой медали в 1838 г. студент - естественник 4-го курса Карл Кесслер, будущий известный ихтиолог и ректор университета. Среди удостоенных медалей были: в 1847 г. В.Я.Стоюнин, впоследствии знаменитый педагог и литературовед; в 1852 г. филологи А.Н.Пыпин и О.Ф.Миллер; в 1854 г. А.С.Фамицын, впоследствии крупнейший ботаник. В 1860 году за сочинение на тему “Апполоний Тианский и его время” серебряную медаль получил Д.И.Писарев, знаменитый литературный критик. В 1863 г. за работу “О печеночных мхах”, по кафедре ботаники, золотой медалью был награжден вольнослушатель К.А.Тимирязев.

Важным событием в жизни университета стало его возвращение в здание Двенадцати коллегий, произошедшее в 1837 –38 гг. после переоборудования здания под нужды университета. В результате этой перестройки здание в основных чертах приобрело свой современный вид. Наружные аркады с восточной стороны и часть западной были заложены и превращены в помещения. Второй этаж западной галереи был остеклен и превращен в колоссальный коридор, протянувшийся почти во всю длину здания и объединивший отдельные корпуса. Со стороны набережной Невы проделали вход и устроили лестницу, связавшую верхние этажи с новым вестибюлем. В центре были устроены парадная лестница, зал торжественных собраний и церковь.

Крупнейшей реорганизацией университета в эпоху действия Николаевского устава стало открытие факультета восточных языков. Попечитель Петербургского учебного округа М.Н.Мусин-Пушкин, раннее бывший попечителем в Казани и усердно насаждавший там ориенталистику, выступил с предложением сосредоточить преподавание восточных языков в Петербурге. Этот проект получил высочайшее одобрение и указом от 22 октября разряд восточной словесности был преобразован в новый факультет с 9 кафедрами: арабского, персидского, турецко-татарского, монголо-калмыцкого, китайского, еврейского, армянского, грузинского и маньчжурского языков. В таком составе факультет восточных языков начал с 1855-56 учебного года свою деятельность, в 1858 г. добавилась кафедра санскритского языка.

Первым ректором, выбранным по новому уставу был историк И.И.Шульгин, а с 1840 по 1861 год этот пост занимал П.А.Плетнев. Несущий на себе отблеск пушкинской эпохи, друг Пушкина и Гоголя, он пользовался уважением молодежи и как человек честный, чуждый чиновничьим интригам, в меру консервативный, был популярен среди своих коллег. Казенная квартира ректора (Ректорский флигель), которую он занял с 1841 г. стала в 40 - 50-ые годы XIX века одним из популярных петербургских литературных салонов. Здесь часто бывали писатели и поэты Н.В.Гоголь, И.А.Крылов, В.Г.Белинский, И.С.Тургенев, И.И.Панаев, П.А.Вяземский, В.Ф.Одоевский, Е.А.Баратынский и многие другие маститые и начинающие литераторы. В 1839 - 1840 гг. в университете в качестве вольнослушателя учился поэт Н.А.Некрасов, а еще раннее университетский Благородный пансион закончил его друг и соратник, писатель и журналист И.И.Панаев.

Время действия устава 1835 г. стало эпохой формирования в стенах университета многих научных школ получивших широкую известность и мировое признание. Особенно успешно развивались точные и естественные науки. В течении всего этого периода кафедру физики занимал академик Э.Х.Ленц. Его основные научные интересы и выдающиеся открытия относятся к области электричества и магнетизма. “Правило Ленца” и закон Джоуля - Ленца принадлежат к числу основных законов классической физики и известны каждому школьнику. Создание петербургской математической школы связано с именами крупнейших математиков того времени: И.И.Сомова, В.Я.Буняковского и П.Л.Чебышева. Академик Буняковский, ставший профессором в 1846 г., занимался главным образом задачами теории чисел, математическим анализом и математической статистикой. Его руководство “Основание математической теории вероятностей” (1846) стало первым русским пособием по этой теме. Современники и потомки характеризовали Чебышева как “гения мирового масштаба, творца новых методов и путей в науке” и ставили в один ряд с величайшими математиками XVIII - XIX веков: Эйлером, Лапласом, Гауссом, Коши. П.Л.Чебышев проявил себя и как талантливейший механик. На основе своих же разработок в области теории механизмов, он создал целую серию оригинальных механизмов, превращающих простейшие движения в более сложные. Для Чебышева всегда было характерным стремление сблизить математику с практикой, использую математические расчеты, например, при черчении географических карт или даже в кройке тканей для одежды.

C 1839 г. кафедру астрономии и геодезии занял А.Н.Савич - один из крупнейших русских астрономов XIX столетия. Его докторская диссертация была связана с решением важной геодезической проблемы - определением высоты уровня Каспийского моря, а его исследование об ускорении силы тяжести по русской дуге меридиана послужило образцом для всех подобных работ в России и за границей. В это же время на кафедре химии начал работать А.А.Воскресенский - “дедушка русской химии”, по выражению Менделеева. С его именем связан ряд важных открытий в области органической химии: определение элементарного состава нафталина и хинной кислоты, выделение хинона и нового алкалоида теобрамина. Он же привел в порядок созданную М.Ф.Соловьевым химическую лабораторию и начал проводить в ней регулярные практические занятия со студентами. Учениками Воскресенского были многие выдающиеся химики (Д.И.Менделеев, Н.А.Меншуткин, Н.Н.Бекетов, Н.Н.Соколов, П.П.Алексеев и др.). В 1857 г. началась деятельность в университете Д.И.Менделеева.

Развитие университетского естествознания в этот период определялось деятельностью С.С.Куторги, одного из первых русских биологов-эволюционистов. Кафедру ботаники с 1840 г. занимал профессор И.О.Шиховской, создавший первый университетский ботанический сад (в сквере перед фасадом здания Двенадцати коллегий), насчитывающий более 600 образцов местной флоры. Он же значительно увеличил собрания ботанического кабинета и ввел практические занятия с микроскопом. После смерти Шиховского, в 1854 г. его приемником стал Л.С.Ценковский. Он был первым из русских ботаников, совершивших большое путешествие в Африку.

Развитие гуманитарных наук в университете в этот период находилось под более пристальным контролем со стороны правительства и даже самого царя, что, естественно, сковывало свободное преподавание этих “опасных” дисциплин. На кафедре всеобщей истории блистал М.С.Куторга. Основной специальностью Куторги была античная история, где им были созданы работы, посвященные одной из ключевых проблем истории Древней Греции - проблеме возникновения и эволюции полиса, но он так же читал курсы и по средневековой истории, и по истории нового времени, и методологические курсы типа “Введения в науку истории”. Он же, одним из первых среди университетских профессоров, стал активно насаждать семинарский метод в преподавании. Кафедру русской истории до 1859 г. продолжал занимать Н.Г.Устрялов. избранный в 1837 г. в члены Академии Наук. В этот период им была написана и опубликована 5-ти томная “Русская история” и главный труд его жизни - “История царствования Петра Великого”. Заменил Устрялова на кафедре русской истории известный ученый и писатель Н.И.Костомаров. Его деятельность здесь была очень короткой (три года), но оставила яркий след.

На кафедре русской словесности, помимо Плетнева и Никитенко, в 1852 г. появился М.И.Сухомлинов. В 1856 г. он защитил свой классический труд “О древней русской летописи как памятнике литературном”, параллельно начала выходить серия его работ о древнерусской литературе.

Кафедра истории и литературы славянских наречий, созданная по уставу 1835 г., с 1847 г. оказалась в руках И.И.Срезневского, основателя петербургской школы славистики. Он был одним из руководителей созданного в 1846 г. Русского Археологического общества и создал первый в России синкретический курс “Славянские древности”, охватывающий все виды источников. Кафедра всеобщей истории литературы, впервые созданная в 1860 г., оказалась замещена А.Н.Пыпиным, ярким представителем историко-культурной школы в литературоведении. Заметным явлением в области преподавания общественно-политических наук стали в 1835-1847 гг. лекции профессора политической экономии и статистики В.С.Порошина, излагавшего с немалой смелостью новейшие европейские учения, в том числе и социалистические.

На юридическом факультете в эти годы работали многие известные ученые. Гражданское право преподавал К.А.Неволин, автор “Энциклопедии законоведения”. В 1851 г. он опубликовал свою фундаментальную работу “История российских гражданских законов”. Не менее был известен и его приемник - К.Д.Кавелин, начавший преподавание с 1857 г. Из числа криминалистов следует отметить В.Д.Спасовича, сочетавшего глубокую эрудицию ученого-юриста с практической деятельностью адвоката.

Кафедру государственного права до 1860 г. продолжал занимать П.Д.Калмыков, а кафедру международного права - И.И.Ивановский.

В отделении восточной словесности до 1847 г. продолжалась деятельность О.И.Сенковского, а его приемником на кафедре арабского языка стал ученый египетский шейх Мухаммед Айяд Тантави, человек необычной судьбы, родившийся в заброшенной деревушке под Каиром, он закончил свой путь профессором Петербургского университета. Уроженцем Кавказа был перешедший из Казанского университета в 1849 г. на кафедру персидской словесности А.К.Казем-Бек. Он же стал первым деканом факультета восточных языков. С образованием этого факультета в университете началась деятельность выдающихся ученых, создателей научных школ: В.П.Васильева (китаистика) и Д.А.Хвольсона (гебраистика).

Устав предусмотрел и выделение средств на развитие материально-учебной и научной базы университета. Библиотека стала ежегодно получать 9 тысяч рублей на приобретение новой литературы и выписку газет и журналов. К 1861 году в ней насчитывалось 74 000 томов, кроме существующей особо студенческой библиотеки (4000 томов).

Нумизматический кабинет не имел специальных сумм для пополнения и рос за счет пожертвований, к концу 1861 г. в нем было 4098 монет и медалей. Минералогический и зоологический кабинеты получали по 500 рублей в год, а физическая и химическая лаборатории по 2000 рублей. Такая же сумма полагалась на созданный в 1841 г. музей изящных искусств и древностей.

Советская историография традиционно расценивала устав 1835 г. как “совокупность полицейско-бюрократических норм, которыми должна была регламентироваться организационная сторона жизни университета”. Николаевский устав, действительно, в значительной степени ограничивал университетскую автономию, но нельзя не признать, что он во многом способствовал оживлению научной жизни, как среди преподавателей, так и среди студентов

Вторая половина 50-ых годов XIX века стала временем пробуждения студенческой инициативы. В 1857 г. было положено начало студенческой печати выходом в свет первого тома Сборника студентов Санкт-Петербургского университета. При редакции этого издания возникает студенческая касса взаимопомощи. В следующем году происходят первые столкновения студентов с полицией. В ответ на полицейские репрессии проходят бурные студенческий сходки. Своей кульминации студенческое движение достигает к 1861 году. 8 февраля на ежегодном университетском акте произошла студенческая демонстрация. Дальнейшие события (участие студентов и некоторых профессоров в похоронах Т.Г.Шевченко и в панихиде по жертвам расстрела в Варшаве) стали приобретать более ярко выраженный политический характер. В ответ министерство народного просвещения под руководством Путятина издало новые правила, запрещавшие любые студенческие собрания. Студенты, вернувшиеся с летних каникул в основной массе отказались принимать матрикулы, начались новые многолюдные сходки и собрания. 25 сентября после митинга во дворе университета толпа студентов двинулась по Невскому проспекту к квартире попечителя учебного округа Филипсона. Это шествие можно рассматривать, как едва ли не первую студенческую демонстрацию в России. Несмотря на заверения попечителя и гарантии неприкосновенности данные студенческим представителям, ночью несколько десятков студентов были арестованы. Этот факт вызвал возмущение не только самих студентов, но и широких слоев столичной интелигенции. На новые митинги пришли даже офицеры для защиты студентов от произвола полиции. Всего в течении осени 1861 г. было арестовано и заключено в Петропавловскую и Кронштадтскую крепости около 300 студентов Петербургского университета. В итоге, по распоряжению царя 20 декабря университет был окончательно закрыт до выработки нового университетского устава.

Новый устав начал разрабатываться еще в 1858 г. и после многочисленных обсуждений во всевозможных комиссиях, был подписан Александром II 18 июня 1863 г. В его основу была положена идея автономии университета как корпорации профессоров Главным и в значительной степени независимым органом управления университета становился его совет, в который по прежнему входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а также профессоров на вакантные кафедры. Университетский совет получал возможность по своему усмотрению разделять факультеты на отделения, соединять и разделять кафедры, заменять одни из них другими, определять какие предметы должны считаться обязательными или необязательными для студентов. Он же утверждал в ученых степенях, без последующего рассмотрения этого вопроса попечителем или министром, как было раньше. Вместе с увеличением значения совета некоторую долю автономии получили и факультетские собрания (советы): их ведению были предоставлены все научные и учебные дела в пределах своего факультета. Хозяйственные и административные дела сосредотачивались в правлении, состоящем из ректора, проректора и деканов всех факультетов.

Университет получал право учреждать ученые общества, вследствие чего при Петербургском университете возникли в 1868 г. Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей и Химическое общество, в1869 г. - Филологическое общество, в 1872 г. - Физическое общество. Последнее в 1878 г. объединилось с Химическим, составив Русское физико-химическое общество. Его печатный орган - Журнал РФХО был единственным до революции регулярным изданием русских физиков и химиков, на страницах которого были опубликованы сотни выдающихся работ и открытий, вошедших в мировой фонд научных достижений. Позднее возникают Филологическое, Антропологическое и Историческое общества, Ботанический сад и Астрономическая обсерватория. В 1893 году был создан Химический институт; двумя годами позже в зданиях университета А.С.Попов продемонстрировал первый в мире радиотелеграф; в 1901 году открылся первый в России Физический институт.

Важным новшеством стало учреждение особого университетского суда, избираемого ежегодно в составе трех профессоров, ведению которого подлежали проступки студентов, связанные с нарушениями ими порядка в университете или разбор конфликтов с преподавателями. Как правило, этому суду полиция передавала и рассмотрение дел о не слишком серьезных нарушениях общественного порядка студентами и вне пределов университета.

После 1863 г. значительно укрепилась материально-техническая база университета. Почти вчетверо увеличилась сумма на содержание и пополнение учебно-вспомогательных учреждений Петербургского университета, составив 21900 рублей серебром в год. Из них 7000 рублей предназначались библиотеке, которая к 1884 г. увеличила свои собрания до 62361 названия в 332284 томах. Пополнились ранее существовавшие кабинеты и возникли новые: физиологический, палеонтологический, техническая лаборатория.

По уставу 1863 г. университету полагалось иметь 51 профессора (34 ординарных и 16 экстраординарных, 1 профессор богословия), 24 доцента, 8 лекторов иностранных языков, 4 лаборантов. Помимо них устав разрешал иметь неограниченное число приват-доцентов, которые не получали штатного жалования, но могли получать разовые вознаграждения из специальных средств университета по представлению факультетов. Эти меры позволили значительно обновить преподавательский состав, в первую очередь за счет привлечения молодых ученых. Университетский и факультетские советы получили право оставлять при университете талантливых выпускников для подготовки к профессорскому званию и отправке заграницу для завершения образования. По числу докторских и магистерских защит Петербургский университет, безусловно, лидировал среди всех русских университетов. Только за десятилетие с 1863 по 1874 г. на его историко-филологическом факультете было защищено 25 докторских и 25 магистерских диссертаций. Это почти половина от общего числа, т.е. другая половина, приходилась на долю остальных шести университетов.

С 1860-ых годов происходит бурный рост естествознания в России. Физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета во второй половине XIX века становится одним из крупнейших в стране центров естествознания, что, естественно, привлекает к нему молодых людей. Интересно отметить, что в период действия устава 1863 года, за исключением ректорства юриста П.Г.Редкина в 1873-1876 гг., все ректоры были представителями физико-математического факультета: физик Э.Х.Ленц (1863-1865), химик А.А.Воскресенский (1865-1867), зоолог К.Ф.Кесслер (1867-1873), ботаник А.Н.Бекетов (1876-1883).

По уставу 1863 г. факультет, сохраняя разделение на два отделения (естественное и математическое), состоял из 12 кафедр: чистой математики, механики аналитической и практической, астрономии и геодезии, физики, химии опытной и теоретической, минералогии, физической географии, геогнозии и палеонтологии, ботаники, зоологии, технической химии, агрономической химии.

На кафедре математики до 1882 г. продолжалась блистательная деятельность П.Л.Чебышева. Здесь же начали читать свои курсы его ученики - яркие представители, созданной Чебышевым, петербургской математической школы. С 1863 г. доцентом стал А.Н.Коркин, обе диссертации которого были посвящены теории уравнений с частными производными. В 1880 г. начал преподавание в университете А.А.Марков, развивавший идеи и методы Чебышева в области теории вероятностей и теории чисел. Учеником Чебышева был и выдаюшийся математик А.М.Ляпунов.

На кафедре механики курс теоретической механики читал до 1876 г. И.И.Сомов, ставший в 1862 г. академиком. С 1872 г. он начинает издание своего курса, который был закончен и продолжен его приемником Д.К.Бобылевым, издавшим в 1881-1883 гг. “Курс теоретической механики”. Эти работы стали первыми оригинальными и обширными руководствами в данной области и были переведены на иностранные языки.

Кафедру физики после смерти Ленца в 1865 г. занял Ф.Ф.Петрушевский. Ему принадлежал ряд работ по электричеству, магнетизму, оптики. Но главная его заслуга была в том, что он положил начало в 1867 г. университетской физической лаборатории и ввел практические занятия по физике для студентов. В то время это было внове не только в России, но и в мире вообще, например, в Кембридже практические занятия появились только в 70-ые годы XIX века. Университетская лаборатория в течении долгого времени была образцом для русских лабораторий и только в XX веке появились более современные. Деятельным помошником Петрушевского в организации лабораторных занятий стал лаборант В.В.Лермантов (родственник поэта М.Ю.Лермонтова), сконструировавший большую часть приборов и написавший руководство по лабораторным работам. Во второй половине 1870-ых гг. на кафедре физики начали преподавание ученики Петрушевского И.И.Боргман и О.Д.Хвольсон.

На химических кафедрах в это время работали замечательные ученые-химики Д.И.Менделеев и А.М.Бутлеров. По настоянию Менделеева произошло разделение преподавания химии на факультете. В особые курсы были выделены общая (неорганическая), органическая и аналитическая химия. Примеру Петербургского университета, дифференцировавшего преподавание химии, вскоре последовали и другие русские университеты. Чтение курса общей химии, по признанию самого Менделеева, побудило его написать “Основы химии”, изданные в 1869-1871 гг. Этот замечательный труд стал блестящим обобщением химических знаний XIX столетия. В процессе работы над этой книгой Д.И.Менделеев пришел к открытию Периодического закона и системы элементов.

По инициативе Менделеева курс органической химии с 1869 года стал читать другой выдающийся русский химик - А.М.Бутлеров, уже тогда завоевавший мировую известность своими работами по установлению теории строения органических соединений. Его деятельность в университете продолжалась до 1885 года и из его школы вышло немало знаменитых впоследствии ученых. Исследование Бутлеровым и его ближайшими учениками процессов полимеризации, все большое проникновение в глубь законов высокомолекулярных соединений прокладывали путь новым отраслям химической промышленности и послужили фундаментом для производства синтетических материалов. Аналитическую химию начал читать в 1867 г. Н.А.Меншуткин. Его исследовательские интересы были главным образом связаны с изучением скорости химических превращений органических соединений в зависимости от состава и строения взаимодействующих веществ. С приходом в университет в 1876 г. И.М.Сеченова начала свое развитие в его стенах физиологическая школа, получившая широкую известность благодаря трудам своего основателя и его учеников. Лекции Сеченова пользовались огромной популярностью, собирая большую аудиторию из студентов разных факультетов.

В области биологических наук в 1860-ые - начале 1880-ых годов на естественном разряде физико-математического факультета работала целая плеяда выдающихся русских биологов. Кафедру ботаники возглавил с 1863 г. А.Н.Бекетов, вошедший в историю как создатель школы ботаников-географов и активнейший пропагандист дарвинизма в России. Созданный им “Курс ботаники” стал классическим учебником, содержащим синтез всех передовых научных исследований. Физиологию растений преподавал А.С.Фаминцын - основоположник этой дисциплины в нашей стране и создатель первого учебника по ней. В 1863 г. началась деятельность на кафедре зоологии ихтиолога К.Ф.Кесслера. По инициативе Кесслера кафедра зоологии в 1871 году разделилась на зоологию позвоночных и зоологию беспозвоночных. Первая осталась за ним вплоть до его кончины в 1881 г., а на вторую был приглашен профессор Н.П.Вагнер. Кроме последнего, благодаря усилиям Кесслера в университет были приглашены крупнейшие ученые биологи: академик Ф.В.Овсянников, возглавивший новую кафедру анатомии человека и физиологии животных; А.О.Ковалевский и И.И.Мечников, которые в качестве приват-доцентов читали лекции в 1866-1869 гг. Будущий нобелевский лауреат И.И.Мечников в 1867 г. защитил в университете магистерскую, а в 1868 - докторскую диссертацию. Исследования этих ученых сделали вторую половину XIX века “русским периодом развития эмбриологии”.

К.Ф.Кесслер стал инициатором созыва первого съезда русских естествоиспытателей, который состоялся в конце декабря 1867 - начале января 1868 года в Петербургском университете, собрав более 600 участников. В дальнейшем подобные съезды стали регулярными и сыграли очень важную роль в развитии русского естествознания. В 1867 г. началась преподавательская деятельность выдающегося геолога А.А.Иностранцева. Его кандидатская диссертация “Петрографический очерк острова Валаамо” положила начало отечественной петрографии, так как в этой работе ученый впервые применил микроскоп для исследования горных пород. После заграничного путешествия, где он первым из геологов наблюдал извержение Везувия и защиты докторской диссертации в 1873 г., Иностранцев стал первым в России доктором геологии и занял соответствующую кафедру в Петербургском университете. Благодаря его усилиям был организован и получил развитие Геологический кабинет-музей Петербургского университета.

С именем выпускника и профессора Петербургского университета - В.В.Докучаева связано и зарождение русского почвоведения. Его двухтомный труд “Русский чернозем”, защищенный в качестве докторской диссертации в 1883 г., стал настольной книгой для нескольких поколений русских почвоведов и агрономов.

Значительный приток новых выдающихся научных сил после устава 1863 г. наблюдался и на историко-филологическом факультете, состоявшим в то время из 11 кафедр: философии, греческой филологии, римской филологии, сравнительной грамматики индоевропейских языков, истории руского языка и литературы, славянской филологии, всеобщей истории, русской истории, истории всеобщей литературы, истории церкви, истории и теории искусств.

Философию преподавали протоиерей Ф.Ф.Сидонский и М.И.Владиславлев. А в 1880-82 гг. лекции по философии читал знаменитый русский философ В.С.Соловьев. Здесь же он зашитил свою магистерскую “Кризис западной философии” и докторскую “Критика отвлеченных начал” диссертации.

В области древней истории началась деятельность ученика М.С.Куторги - Ф.Ф.Соколова. С середины 1860-ых гг. он читает курсы по истории Древней Греции, чрезвычайно насыщенные богатым фактическим материалом. Создав своими трудами русскую эпиграфическую школу, Соколов заложил основы крупного научного направления в антиковедении.

Другой ученик Куторги - В.Г.Васильевский в 1870 г. начал читать лекции по истории средневековья, а позднее занял кафедру всеобщей истории. Этот ученый стал основоположником научного византиноведения в России. На кафедру отечественной истории в 1865 г. был приглашен К.Н.Бестужев-Рюмин, яркий представитель источниковедческого направления в изучении русской истории. Его диссертация, посвященная древнейшим русским летописям, определяла источники, этапы формирования текстов летописей и принципы работы с ними. Широкое распространение получил и созданный им курс “Русской истории”, доведенный до XVI века. Новая кафедра истории искусства оказалась замещена только в 1873 г., когда лекции по истории античного искусства начал читать А.В.Прахов.

В пореформенное время на историко-филологическом факультете появилась блестящая плеяда филологов и литературоведов. До 1880 г. продолжалась деятельность И.И.Срезневского на кафедре славянской филологии. Здесь же в 1864 г. началась педагогическая работа его ученика и приемника В.И.Ламанского, внесшего заметный вклад в развитие славянской истории, филологии и этнографии. Продолжателем изысканий Срезневского стал и академик И.В.Ягич, преподававший в 1880-85 гг. Крупными исследователями истории русской литературы и фольклора стали Л.Н.Майков и О.Ф.Миллер. По инициативе Миллера возникло Общество вспомоществования студентам Петербургского университета, оказывающее материальную поддержку нуждающимся студентам и была открыта первая в России студенческая столовая..

На кафедре всеобщей истории литературы в 1870 г. появился А.Н.Веселовский. С его деятельностью был связан новый этап в истории литературоведения - переход к сравнительно-историческому методу изучения памятников литературы и фольклора. Его классические труды по общей теории литературы, по истории западноевропейских и русской литературы, исторической поэтике, мировому фольклору получили мировую известность и сделали Веселовского признанным главой крупной научной школы. Юридический факультет Петербургского университета во второй половине XIX века также выдвинул немало крупных ученых. По уставу 1863 г. он состоял из 13 кафедр: римского, уголовного, гражданского, полицейского, финансового, государственного, международного права, энциклопедии права, церковного законоведения, истории законодательств, истории русского права, истории славянских законодательств, политической экономии и стастики. В эти годы юристы активно занимались изучением истории России с точки зрения развития права, поэтому многие их труды лежали на стыке истории и собственно правоведения. Также после реформ 1860-ых годов в научной деятельности правоведов все большее значение приобретали вопросы о правовых нормах, договорных началах, представительных органах, функциях местного самоуправления, истории государственных учреждений и др.

Кафедру энциклопедии права в 1863 г. занял П.Г.Редкин, пользовавшийся репутацией либерала и известностью в качестве не только ученого-юриста, но и общественного деятеля. Лекции по государственному праву с 1867 г. читал А.Д.Градовский также приверженец либеральных взглядов и проповедник начал буржуазного конституционализма. На кафедре истории русского права с 1872 г. работал В.И.Сергеевич, представитель возникшей в Москве юридической школы Б.Н.Чичерина. Еще в ранних его работах возникновение древнерусской государственности трактовалось как договорное начало между князем и народным представительством (вече).

Вопросы уголовного права и его истории в России разрабатывал с 1864 г. А.П.Чебышев-Дмитриев. В 1868 г. к нему присоединился в качестве приват-доцента Н.С.Таганцев. Профессором кафедры международного права с 1873 г. стал крупнейший специалист в этой области, член многих международных третейских судов Ф.Ф.Мартенс.

Кафедру политической экономии и стастики занимали Э.Р.Вреден и Ю.Э.Янсон. Первым в 1868 г. был опубликован “Учебный курс статистики России для высших училищ”, а второй провел серию исследований по российской промышленности и хлебной торговле. В своих работах Янсон широко использовал богатейшие собрания статистического кабинета университета, содержащего многочисленные издания русских и зарубежных статистических органов.

На факультете восточных языков по новому уставу прибавилась кафедра истории Востока. Ее первым профессором стал В.В.Григорьев. Среди его разносторонних научных интересов первое место занимала история Средней Азии и кочевых народов. Он одним из первых ученых начал разрабатывать столь важную для отечественной истории тему как взаимоотношение Руси со степными народами. Кафедру армянской словесности занимал К.П.Патканов, а арабской словесности - В.Ф.Гиргас. Первым преподавателем санскритского языка стал К.А.Коссович. С 1870 г. началось преподавание японского языка. В 1872 г. приват-доцентом стал В.Р.Розен - в недалеком будущем признаный глава отечественной арабистики и ориенталистики в целом в стенах Петербургского университета.

Широким международным признанием успехов университетских востоковедов стал созыв третьего международного съезда востоковедов в Петербурге в 1876 г.

Что касается студентов, то устав 1863 г. требовал от них жесткой учебной дисциплины, они должны были проходить курс по строгому учебному плану и сдавать экзамены в соответствии с этим планом. Плата за обучение оставалась прежней 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. Так в 1868 г. 354 студента (более 30%) были полностью освобождены от платы. В 1870-ые гг. уже около 70% студентов пользовалось различными льготами по плате за обучение. Многим студентам приходилось зарабатывать себе на хлеб, и они не могли регулярно посещать лекции. Зная это, университетское начальство сквозь пальцы смотрело на “незаконные” пропуски занятий студентами. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. В течении 1863-1869 гг. было учреждено 100 “императорских” стипендий, 12 стипендий Петербургской городской Думы, 5 стипендий Кавказского Комитета, и множество частных стипендий. Одним из наиболее крупных пожертвований стала сумма в 200.000 рублей переданная университету в 1880 году известным меценатом, строителем железных дорог С.С.Поляковым для строительства общежития для студентов. Оно было открыто в 1882 г. под именем коллегии императора Александра II. Количество учащихся в университете неуклонно возрастало: если в 1869 г. было 944 студента и 126 вольнослушателей, то к 1 января 1844 г. число студентов доходило до 2.246 человек.

Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших Женских Курсов в Петербурге в 1878 году. Формально курсы были независимым от университета, первоначально даже частным учебным заведением, но фактически все преподавание на них осуществлялось университетской профессурой по университетским программам.

Первые женщины появились в университетских аудиториях в качестве вольнослушательниц еще в 1859 году, но министерство народного просвещения упорно не желало допускать женщин к высшему образованию. В 1868 г. инициативная группа, в которую входили Н.В.Стасова, М.В.Трубникова, Е.И.Конради, А.П.Философова и другие поборницы женского образования подала прошение в Петербургский университет об открытии курсов для женщин по предметам историко-филологических и естественных наук. Совет Петербургского университета высказался с одобрением идеи доступности университетского образования для женщин и даже выразил готовность “принять на себя устройство учебной части”. 20 сентября 1878 г. состоялось открытие курсов, ставших первым в России университетом для женщин. При открытии туда поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Многие профессора и преподаватели читали лекции безвозмездно. Срок обучения, как и в университете, был установлен в 4 года, три отделения также копировали университетские факультеты. Руководство педагогической частью курсов принадлежало Педагогическому совету, который возглавил с 1882 г. профессор и ректор университета А.Н.Бекетов. Одновременно с открытием ВЖК было учреждено Общество доставления средств курсам, сделавшее очень много для укрепления и развития их материально-технической базы. Членами общества кроме университетских профессоров были многие известные ученые, общественные деятели, литераторы Петербурга; к 1883 г. их было свыше 1000 человек. На средства собранные по подписке буквально со всей России, общество сумело в 1884 г. приступить к постройке собственного здания для курсов на 10-ой линии Васильевского острова.

Университетский устав 1884 года открыл эпоху контрреформ 80-ых гг., проводимых правительством Александра III. Уже современниками этот устав рассматривался как “выражение недоверия к добросовестности и благонадежности профессорских коллегий”. Автономия университета фактически была ликвидирована. Университетский и факультетские советы в вопросах управления оказались настолько скованны, что не могли своей властью перенести лекции с одного часа на другой. Вся жизнь университета была подчинена мелочной опеке министра и попечителя учебного округа. Попечитель получал право созывать совет, правление и присутствовать на их заседаниях, назначать деканов, контролировать преподавание приват-доцентов. Замещение вакантных кафедр происходило или по утверждении министром избранника университета, или по его собственному усмотрению. По уставу ректор не избирался, а назначался министром, что иногда приводило к определенному антагонизму между советом университета и ректором, как и было в случае с первым “ректором по назначению” - М.И.Владиславлевым. Соединение, разделение и открытие новых кафедр, ранее решавшиеся факультетом с утверждения совета, теперь также утверждались министром. В ведении факультетского собрания оставались текущие учебные и научные дела: издание сочинений, выдача студентам выпускных свидетельств, медалей и почетных отзывов, рассмотрение отчетов преподавателей, выбор тем для ежегодных студенческих работ, испытания на ученые степени и т. д. Зато избрание новых профессоров теперь стало происходить на факультете, а не в совете университета. Но в решении всех учебных дел факультеты должны были руководствоваться инструкциями и правилами, разработанными министерством. Многие дела передавались в университетский совет, функции которого оказались весьма ограниченными. Самостоятельное решение принадлежало совету лишь при утверждении ученых степеней, при определении общего числа медалей, присуждаемых студентам и т.д. В итоге значительно укреплялась крайне бюрократизированная система, когда самые частные вопросы, например, оставление при университете того или иного кандидата или допущение к чтению лекций приват-доцента, в конечном счете окончательно решались министром народного просвещения.

Серьезный удар был нанесен и по Высшим женским курсам, в мае 1886 г. по распоряжению министра был прекращен прием новых слушательниц. Вследствии этого, курсы в скором времени оказались в крайне затруднительном материальном положении, грозящем им катастрофой. И только общественная поддержка, в первую очередь со стороны профессоров Петербургского университета, отказавшихся от платы за чтение лекций на курсах и титанические усилия Комитета Общества доставления средств ВЖК, под председательством А.Н.Бекетова, спасли от закрытия первый русский женский университет. Осенью 1889 г., после трехлетнего перерыва, прием на курсы возобновился, но они были подвергнуты реорганизации, уничтожавшей прежнюю автономию. Во главе курсов вставал директор, назначаемый министром; учреждался особый институт инспектрис, которые должны были наблюдать за слушательницами и во внеучебное время; упразднялись естественноисторические кафедры; число слушательниц не должно было превышать 400 человек. Но несмотря на все препоны курсы продолжали расти и развиваться, к 1903 г. уже насчитывалось 1154 слушательницы. За первые 25 лет существования ВЖК, Общество доставления им средств сумело построить 4 дома с прекрасно оборудованными аудиториями и лабораториями, библиотекой, астрономической обсерваторией, общежитием для студенток. Восстановить же автономное управление ВЖК смогли, также как и сам университет, только в 1905 году.

Краеугольным камнем нового устава стало кардинальное изменение экзаменационной системы. Переходные экзамены с курса на курс отменялись и заменялись обширным списком государственных экзаменов, которые надлежало сдавать все сразу по окончанию университета для получения диплома. Причем принимать эти экзамены должны были не профессора, читавшие соответствующие курсы, а особые испытательные комиссии по профилю каждого факультета , назначаемые попечителем учебного округа и министром. То есть, по сути дела, испытания для получения диплома оказывались оторванными от собственно университетского преподавания. За факультетами оставалось право зачитывания студентам полугодий при условии прослушивания определенного количества лекций, участия в практических занятиях и прохождения проверочных испытаний. Успешно проучившись в университете 4 года и получив в том выпускное свидетельство, студент мог и не получить диплома, если не выдерживал государственных экзаменов или вообще не сдавал их. Например, в1892 г. новые дипломы получили всего 317 человек, окончивших Петербургский университет.. Кандидатская степень отменялась, выпускники успешно сдавшие государственные экзамены получали диплом I или II степени.

Положительным моментом оказывалось развитие системы практических и семинарских занятий, облегчающей “вхождение в науку” молодым людям. А вот введение системы гонорара, когда студенты помимо суммы в пользу университета, вносили суммы из расчета 1 рубль за недельный час (в среднем 50 рублей в год) в пользу, тех преподавателей, чьи лекции или занятия посещали, себя не оправдало, хотя, она вроде бы и была направлена на улучшение материального положения профессуры. На практике она тормозила расширение преподавания, поскольку влекла за собою увеличение гонорара, противореча более чем скромным материальным возможностям большей части студентов.

Должности штатных доцентов упразднялись, вместо них поощрялось развитие приват-доцентуры, причем последние получали право читать параллельные курсы, создавая тем самым научное соревнование на факультете. Фактически, устав 1884 г. закладывал основы предметной системы преподавания, получившей широкое распространение в дальнейшем. Помимо обязательных предметов для каждого факультета, спускаемых “свыше”, профессора и приват-доценты могли объявлять курсы по своему выбору, которые являлись рекомендованными для студентов. Вследствие этого факультеты стали составлять и печатать “Объявления о преподавании “ на текущий учебный год. Факультеты стали также составлять несколько учебных планов для разных специальностей, которые студенты могли выбирать. Кроме того, студентам была предоставлена возможность прохождения курса по индивидуальным учебным планам и возможность слушать лекции на других факультетах. Это вело к появлению “вечных студентов”, пребывающих в университете по 10 и более лет. Университетский суд был ликвидирован и надзор за студентами поручался специальной инспекции, во главе с инспектором, назначаемым опять-таки министром.

В отличии от системы преподавания и экзаменов структуру факультетов Петербургского университета устав затронул незначительно. На историко-филологическом факультете кафедры греческой и римской словесности были слиты в одну - классической филологии, введена новая кафедра географии и этнографии, которая, впрочем скоро (в 1887 г.) была переведена на физико-математический факультет; кафедра всеобщей истории литературы переименована в кафедру истории западно-европейских литератур, а кафедра сравнительной грамматики индо-европейских языков - в кафедру сравнительного языковедения и санскритского языка.

На физико-математическом факультете количество кафедр было сокращено до 10 путем слияния кафедр физики и физической географии и к афедр минералогии и геологии. На юридическом факультете устав 1884 г. упразднил кафедры истории законодательств и истории славянских законодательств, но ввел кафедру торгового права и торгового судопроизводства. На факультете восточных языков количество и состав кафедр остались прежними.

Во второй половине 1880-ых - 1890-ых годах наряду с продолжающими работать преподавательский состав Петербургского университета пополнился многими замечательными учеными. На кафедре физики до 1901 г. продолжал читать лекции Ф.Ф.Петрушевский, его приемником стал И.И.Боргман, автор более 100 работ в области электричества, главным образом, по электропроводимости газов. Его двухтомный курс “Основания учения об электрических и магнитных явлениях”, пропагандирующий идеи Фарадея и Максвелла, стал фундаментальной книгой по электричеству в русской научной литературе. Крупной заслугой Боргмана стала постройка нового здания Физического института, который был первым учреждением подобного рода в России. На средства отпущенные министерством народного просвещения в 1899 г. во дворе здания Двенадцати коллегий было возведено по проекту архитектора Коковцева это здание, в котором были устроены большая физическая аудитория и две лаборатории. В начале 1901-1902 учебного года состоялось его торжественное открытие. В новых просторных помещениях в течении 1904-05 уч. г. занималось до 185 студентов.

Вторым профессором физики был О.Д.Хвольсон, занимавшийся разными вопросами теоретической и эксперементальной физики. Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита. В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки.

В области математики к 1890-ым гг. относились работы Ю.В.Сохоцкого и Г.В.Вороного, посвященные теории алгебраических чисел. В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел. В 1894 г. началась преподавательская деятельность Н.М.Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики.

Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. занимал С.П.Глазенап, основоположник астрофизики в России. Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала.

Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д.П.Коновалов и Н.А.Меншуткин. Основные работы Коновалова были посвящены изучению природы растворов, и их выводы вошли во все курсы физической химии под названием “законов Коновалова”. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 года. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. начали в качестве приват-доцентов читать лекции по органической химии ученики Бутлерова - В.Е.Тищенко и А.Е.Фаворский.

В начале 1890-ых гг. кафедры зоологии возглавили В.М.Шимкевич и В.Т.Шевяков - яркие представители нового поколения ученых - молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 год лекции по гистологии читал основоположник сравнительной эмбриологии А.О.Ковалевский. В 1886 - 1897 гг. развернулась педагогическая деятельность в университете П.Ф.Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов.

После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н.Е.Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Вопрос о механизме возникновения торможения - так называемая теория парабиоза - был особенно детально рассмотрен в его монографии “Возбуждение, торможение и наркоз”, вышедшей в 1901 году.

Наибольший ущерб устав 1884 г. нанес историко-филологическому образованию. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И.В.Помяловский признавал, что новый учебный план нанес “тяжкий удар правильному филологическому образованию в наших университетах” и представляет собой “насилование всей науки и ученых убеждений. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. на нем было 263 студента (11,5 % от общего числа в университете), то к 1887 г. их количество сократилось до 184 (8,9 %).

Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. восстановить прежний порядок преподавания. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах.

Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. началась деятельность С.Ф.Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI - начала XVII века по новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода (опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др.) Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. лекции начал читать другой крупный специалист по отечественной истории - А.С.Лаппо-Данилевский.

В области истории древнего мира и классической филологии работали В.К.Ернштедт, И.В.Помяловский, В.В.Латышев, П.В.Никитин, Ф.Ф.Зелинский. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 год крупнейший русский искусствовед и археолог Н.П.Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов - М.И.Ростовцева и С.А.Жебелева. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. посетил практически все важнейшие центры античной цивилизации в Средиземноморье и имел возможность познакомиться с коллекциями крупнейших европейских музеев.

В области преподавания филологических дисциплин А.Н.Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф.Д.Батюшков, Р.О.Ланге, Ф.А.Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. было организовано романо-германское отделение Филологического общества, впоследствии выделившееся в самостоятельное Нео-филологическое общество.

На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей - П.О.Морозов, И.Н.Жданов, С.А.Венгеров.

На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. читал лекции С.К.Булич, а в 1901 г. в университет вернулся И.А.Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А.И.Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И.И.Лапшин и Н.О.Лосский.

На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г. лекции по политической экономии читал М.И.Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. По его курсу “Основы политической экономии” учились студенты всех российских университетов, так же широкую известность получила его работа “Русская фабрика”. Лекции по курсу уголовного права читали И.Я.Фойницкий и А.А.Жижиленко, а в 1897-98 гг. этот курс читал знаменитый русский адвокат А.Ф.Кони. Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л.И.Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И.И.Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела.

Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Он привлекал как людей стремящихся затем поступить на государственную или общественную службу, так и широкие круги интелегенции, ищущих хорошего и “престижного” образования. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры. Здесь учились художники и искусствоведы А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих, В.Д.Поленов, И.Я.Билибин, М.А.Врубель, И.И.Грабарь, М.В.Добужинский, С.П.Дягилев; композиторы А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, и многие другие.

Весной и осенью 1891 г. в юридической испытательной комиссии по председательством декана юридического факультета В.И.Сергеевича, сдавал государственные экзамены В.И.Ульянов (Ленин). Получив, единственный из всех экзаменующихся высшую оценку (“весьма удовлетворительно”) по всем предметам (13 устных экзаменов и 1 письменный), он был удостоен диплома I-ой степени Петербургского университета. На этом же факультете в 1899 - 1904 гг. учился его земляк и будущий политический оппонент - А.Ф.Керенский. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века.

Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам - подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. профессором И.П.Минаевым. (КононовА.А. Столетие восточного факультета Ленинградского университета// Советское Востоковедение. 1956. № 2. с.86.). В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И.Н.Березин, знаток монгольских языков К.Ф.Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н.И.Веселовский, буддологи С.Ф.Ольденбург и Ф.И.Щербатской, знаток персидской словесности В.А.Жуковский. К концу столетия выкристализовалась новая самостоятельная дисциплина - восточное языкознание, первым представителем которого был П.М.Мелиоранский. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В.Р.Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. и сумевшему сплотить “все живые силы русского востоковедения современного ему и младшего поколения”.

Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин. 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1895 г. на заседании физического отделения РФХО под председательством профессора П.П.Петрушевского, проходившего в здании “Же де пом”, выпускник университета А.С.Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. 12 марта 1896 г. там же была принята первая в мире радиограмма, отправленная из соседнего здания Химической лаборатории.

Общество естествоиспытателей, в 1893 г. отметившее свое 25-летие, к этому времени издало уже 23 тома своих трудов и насчитывало в свих рядах 500 членов. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Коммиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окресностей. В 1901 г. в университете прошел XI съезд Русских естествоиспытателей и врачей, в котором принимало участие более 800 человек.

В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. было организовано Русское Антропологическое общество при Петербургском университете, поставившее своей задачей “изучение человеческих рас вообще и преимущественно населяющих или населявших Россию в антропологическом, т.е. биологическом, этнографическом и археологическом отношениях. Председателем общества стал профессор геологии А.А.Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. возникло Историческое общество, возглавленное Н.И.Кареевым и начавшее издание “Исторического обозрения”. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. на основе материалов выставки к Международному конгрессу был создан музей уголовного права, занявший целый этаж в здании “Же де пом”.

Главной своей задачи - прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. так и не выполнял, более того он же их и провоцировал, так как большинство студенческих выступлений проходило, именно, под лозунгом отмены этого устава и возвращения к принципам устава 1863 года. Студентам запрещалось создание любых организаций, при поступлении в университете от них требовалось “свидетельство о благонадежности”, выданное местной полицией и специальная подписка о соблюдении всех дисциплинарных правил, установленных в университете. Сами студенты рассматривались как “отдельные посетители”, т.е. не имели никаких корпоративных прав. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством.

Весной 1886 г. в Петербургском университете оформилась нелегальная студенческая организация “Союз землячеств”, возглавляемая студентом-естественником А.И.Ульяновым. “Союз землячеств” организовал студенческую демонстрацию на Волковом кладбище в связи с 25-летней годовщиной смерти Н.А.Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. 1 марта 1887 г. А.Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности.

Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А.Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. (так называемый указ “о кухаркиных детях”), предлагающий не принимать в университеты выходцев из низких социальных слоев. Тогда же была введена процентная норма для евреев, в Петербургском университете она составила 3%. ( Следует заметить, что это касалось только лиц исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием).

Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г., весной 1890 г. 4 марта 1897 г. у Казанского собора произошла демонстрация студентов университета и слушательниц Бестужевских курсов (около 5 тысяч человек) в связи с самоубийством в Петропавловской крепости бестужевки М.Ф.Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г., когда студенты сорвали университетский акт и двинулись в центр города, послужили началом первой Всероссийской студенческой забастовки в которой приняли участие 30 из 38 вузов страны. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов.

Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. университет вынужден был покинуть Д.И.Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. из Петербургского университета были изгнаны М.Н.Книпович, С.А.Венгеров, Н.И.Кареев, И.М.Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А.А.Марков. Были изданы “Временные правила”, по которым за участие в беспорядках студентов могли отдавать в солдаты.

Против “Временных правил” прошли волнения студентов университета осенью 1900 г. Студенческим движением руководили во многом стихийно возникающие землячества, кружки самообразования, “Касса взаимопомощи студентов Петербургского университета”, “Организационный комитет Петербургского университета”, “Союз справедливых”, “Касса радикалов” и другие организации. 4 марта 1901 г. состоялась политическая демонстрация студентов у Казанского собора, в которой приняло участие по разным сведениям от 3 до 15 тысяч человек. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. с чисто “академических” требований, приобретало все более ярко выраженный политический характер, достигнув своего апогея к 1905 году. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий. Большой популярностью на сходках пользовались ораторы из крайне левых партий: социал-демократов и социалистов-революционеров, студенты выступающие только за университетские свободы под лозунгом “университет - не место для политической борьбы” (их стали называть “академистами”), оказывались в меньшинстве. Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. корпорация “Денница”, организовавшая патриотическую манифестацию студентов по случаю начала русско-японской войны. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета (М.И.Ростовцев, Н.И.Кареев) были ее активными членами.

После событий 9 января 1905 года Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Несмотря на призывы профессоров “сохранить университет для науки”, сходка почти единогласно приняла резолюцию о закрытие университета так “студенчество не может заниматься наукой в той стране, где властвует полный произвол... Закрыв университет, мы дадим товарищам полную возможность направить всю свою энергию на пользу грядущей, неизбежно близящейся революции”. 27 августа перед началом нового учебного года были опубликованы новые временные правила об управлении университетами. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г.; университету было возвращено право выбора ректора и деканов; расширялись полномочия совета, в частности, именно, на него возлагалась забота и ответственность за поддержание правильного хода учебной жизни; разбирательство по студенческим делам вверялось профессорскому дисциплинарному суду, а начальство над инспекцией поручалось ректору. Но запоздавшая “автономия” и “самоуправление” уже не могли остановить все ширившееся в условиях нарастающей революции студенческое движение. В сентябре начались новые сходки, принявшие резолюцию, что в данной ситуации целесообразней не объявлять забастовку, а “открыть университет для развития в стенах его политической пропаганды, митингов, союзов и проч., служащих подготовкой для решительной борьбы” Прошли выборы студенческих старост, Совет которых заменил бывший “Коалиционный комитет”. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. 15 октября по распоряжению министра народного просвещения Петербургский университет был закрыт и оцеплен полицией и войсками. Тем не менее 18 октября ( после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г.) пред зданием университета состоялся многотысячный митинг, но на следующий день университет был опять закрыт и оцеплен войсками. Таким образом, в 1905 году занятий в университете практически не было.

События 1905 г. наглядно показали всю опасность втягивания университета в политическую борьбу, мешавшую нормальному течению учебной и научной жизни и приведшую к его закрытию. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Следует заметить, что Петербургский университет, наряду с всей российской высшей школой, сыграл очень важную роль в пробуждении русского общества, голос которого зазвучал в представительных органах после введения “куцей конституции” 1905 года.