Виртуальная прогулка по Императорскому
Санкт-Петербургскому университету конца XIX века
(по материалам Музея истории СПбГУ)

   

Университет в XIX веке

Здание Двенадцати коллегий

к.и.н., доцент И.Л.Тихонов

История сооружения этого здания непосредственно связана с реформой высшего административного управления России того времени, проводившейся Петром I. Указами 1711-1721 гг. были созданы Сенат, Синод и 10 коллегий, которые первоначально расположились в мазанковом здании на Троицкой площади Городского острова (ныне Петроградская сторона). Но это небольшое строение быстро стало тесным для разраставшихся органов центрального управления, поэтому 12 августа 1721 г. последовал царский указ о строительстве нового каменного здания на восточной оконечности Васильевского острова. Со времени основания Петербурга всем островом владел любимец Петра и первый губернатор города А.Д.Меньшиков, великолепный дворец которого был возведен по близости. Эти обстоятельства породили забавный исторический анекдот, который любили рассказывать студенты университета в XIX столетии. Суть его такова – почему здание Двенадцати коллегий развернуто к Неве не основным, а всего лишь узким торцовым фасадом. Якобы, Меньшиков, желая сэкономить дорогостоящую землю вдоль Невы, распорядился поставить здание именно так, за что впоследствии был нещадно бит царской палкой. На самом же деле такой разворот здания диктовался проектом генерального плана застройки города, в котором Васильевскому острову уделялось особое внимание. На восточной оконечности острова планировалось создание большой парадной площади, и проектируемое здание должно было ограничить ее с запада. Согласно этому же плану на месте нынешней Менделеевской линии был прорыт канал от Большой до Малой Невы.

Композиционная схема совмещения в одну линию корпусов была опробована уже в сооружении на Троицкой площади, Петр I же потребовал, чтобы здание имело богатое архитектурное убранство и единый размер для всех корпусов: «Все равные как лучше арнаментами убрать мочно, а каморов прибавить или убавит по величине коллегий всегда мочно, проломать двери и прибавить, чтобы снаружи все были равною долготою». Этим единообразием подчеркивалась идея о равенстве между собой отдельных органов управления. Позднее Петр дал еще более определенные указания: «Строение коллегий строить напереди лавки с галереею, а с канальной стороны погреба со сводами и над погребами каморы со сводами – архивы и уступя от задней стены на канал делать каменную стену, по которой быть галереи для коммуникаций».

В 1722 г. последовало указание от А.Д.Меньшикова о порядке расположения учреждений, согласно которому первый участок от Невы занимала «Аудиенц-камора», второй – Сенат, третий – Коллегия иностранных дел, четвертый – Военносухопутная коллегия, пятый – Военноморская, шестой – Юстиц-коллегия, седьмой – Камер и Штатс-конторы, восьмой – Коммерц-коллегия, девятый – Берг и Мануфактур-коллегии. Позднее Мануфактур-коллегии был отведен десятый участок, одиннадцатый – Главному магистрату и двенадцатый – Синоду. В том же году началось строительство здания, которое строилось не сразу, а отдельными корпусами на средства каждого учреждения, что приводило к неравномерности в возведении отдельных частей. Несмотря на то, что строительство уже началось, причем по проекту, утвержденному Петром, он сам, придававший огромное значение этой постройке, решил объявить первый в России конкурс архитектурных проектов. В результате в январе 1724 г., в то же самое время, когда был подписан указ о создании в Петербурге Академии наук с университетом и гимназией, был утвержден проект Доменико Трезини, который с самого начала руководил строительством. Работы велись в трудных условиях: болотистый грунт и периодически поднимавшаяся вода в Неве затрудняли установку свай.

К моменту смерти Петра I (28 января 1725 г.) только кое-где возвышались части кирпичных стен первого этажа, а полностью закончены были лишь работы по выведению фундамента. Однако постройка здания продолжалась, так в 1725 г. по указу Екатерины I было выделено каждой коллегии по 2000 рублей на продолжение строительства. В течение 1725 – 1726 гг. шла кладка стен и в 1727 г. приступили к устройству крыши, которую стали покрывать железом. Первой окончила строительство своей части здания и приступила к отделке внутренних помещений Адмиралтейская коллегия. Но из-за недостатка денег эти работы надолго затянулись и только в 1732 г. приступили к окончательной достройке и отделке здания. Кроме того, свинцовые желоба, устроенные под каждым корпусом по краю крыши, от разницы температур в различное время года часто давали трещины, и вода попадала во внутренние помещения. Таким образом, еще незаконченное здание приходилось постоянно ремонтировать. Несмотря на это, по указу Анны Иоановны в июне 1732 г. в отдельные части корпусов начали переводить некоторые учреждения. Так, например, Канцелярия от строений разместилась в части помещений Мануфактур-коллегии, а Коммерц-коллегия отказалась переехать из дворца Меньшикова, так как «палаты еще не отделаны, а хотя некоторые и отделаны и печи нагреваются, однако за сыростью во оных никаким образом той коллегии присутствия иметь невозможно».

В 1734 г. умер архитектор Доменико Трезини, который еще при своей жизни привлек к строительству Двенадцати коллегий своего зятя Иосифа (Джузеппе) Трезини. Так же Канцелярия от строений послала для наблюдения за работами архитектора М.Г.Земцова. Было решено изменить профиль крыши, чтобы предотвратить дальнейшие протечки. С именем Земцова связаны и работы по отделке Сенатского (Петровского) зала. Это единственный интерьер в здании Двенадцати коллегий сохранившийся от XVIII века. При перестройке здания под нужды университета в 1830-е гг. он был сохранен по настоянию ректора Академии художеств П.В.Басина как ярчайший памятник парадного интерьера 1730-х гг. Его отделка проходила в 1735 – 1736 гг. под руководством М.Г.Земцова, решившего пространство в стиле пышного барокко. Сложные композиции белого лепного декора, переходящие порой в горельефы, почти сплошь покрывают стены и потолок. Особенно богато украшены два камина, расположенные по углам зала и созданные «квадраторных дел мастерами» братьями Иваном и Игнатием Росси. Столярными работами в этом же зале руководил мастер «фан Болес». Большие панно аллегорического содержания на верхней части стен, и плафон на потолке выполнены известными живописцами Г.С.Мусикийским и А.Матвеевым. Поскольку зал предназначался для заседаний Сената – высшего судебного органа Российской империи, аллегории должны были напоминать сенаторам как следует вершить суд. Плафон изображает апофеоз «Премудрости», которую олицетворяет женская фигура, сидящая среди облаков. Ее окружают «Правда», «Милосердие», «Верность», ниже – «Гении» в виде амуров, держащие в руках медальоны с изображениями гербов «первейших четырех государств Всероссийской империи». Семь панно также представляют собой аллегории: «Совет», «Великодушие», над входной дверью в центре – «Любовь к Отечеству» (изображение воина с венком и мечом в руках). В медальонах на стенах - вензеля из переплетенных латинских букв «Р» и «А», которые должны обозначать имена «Петр» и «Анна», так как зал отделывался при императрице Анне Иоанновне.

В конце XIX в. в зале находились портреты императоров, бронзовый бюст ректора М.А.Балугъянского и в специально заказанных в 1869 г. витринах – некоторые университетские реликвии: приветственные адреса, альбомы ректоров, профессоров и почетных членов Санкт-Петербургского императорского университета. В 1920 - 30-е гг. там размещались музей древностей и выставка по истории университета. Сейчас многие из этих вещей можно видеть в экспозиции музея истории университета.

Начиная с 1950-х гг. в этом зале проходили заседания Ученого совета. В настоящее время Петровский зал используется для проведения научных симпозиумов, торжественных церемоний вручения дипломов и мантий почетным докторам СПбГУ, музыкальных вечеров и концертов. В апреле 2001 г. именно в этом зале в рамках российско-германской встречи «Петербургский диалог» состоялась пресс-конференция президента В.В.Путина и канцлера Г.Шредера, телевизионная трансляция которой осуществлялась на многие страны мира.

Окончательно датой завершения строительства здания Двенадцати коллегий следует считать 1742 г., так как в 1738 – 1741 гг. была возведена западная двухэтажная галерея со стороны двора, в это же время отделывался ряд помещений разных корпусов и велись работы по достройке последнего двенадцатого корпуса Синода. В 1742 г. императрицей Елизаветой Петровной был издан указ о переводе основных органов центрального управления в здание Двенадцати коллегий. Попробуем представить себе облик здания в это время. Основной идеей заложенной в проекте было сооружение 12 расположенных в одну линию, тесно примыкающих друг к другу, отдельных корпусов с отдельной крышей и входом с восточной стороны. В первом этаже со стороны площади (восточный фасад) была устроена открытая галерея, в глубине которой располагались помещения для «лавок», а за ними «каморы для архивов». Со стороны западного фасада корпуса были объединены двухэтажной открытой галереей.

Помещения первого этажа были перекрыты крестовыми сводами. Посередине первого этажа в ризалите каждого корпуса была устроена деревянная лестница, ведущая на второй этаж. Каждый из корпусов имел выступ с восточной стороны, где на уровне второго и третьего этажей размещались двухсветные залы с балконами, обнесенные кованной железной решеткой. Эти залы предназначались для заседаний коллегий и были отделаны в том же стиле что и Сенатский зал, но с соблюдением конкретных черт, соответствующих функциям каждой коллегии. По обе стороны такого зала на втором и третьем этажах располагались помещения для канцелярий, причем планировка их была аналогичной. Одинаковая организация внутреннего пространства каждого из двенадцати корпусов наглядно выражена и подчеркнута архитектурой фасада, в котором ритмически повторяется 12 раз один и тот же архитектурный мотив. В центре фронтона корпусов помещены эмблемы коллегий, которые их занимали, с лепными украшениями и скульптурами. Наружные стены здания были окрашены в красно-коричневый цвет, на котором рельефно выделялись белые пилястры, антаблемент, наличники окон и другие архитектурные детали фасада. Живописная окраска подчеркивала вертикальные членения и многочисленные проемы окон, поэтому, несмотря на сильную растянутость всего его фасада, здание двенадцати коллегий не кажется тяжеловесным и однообразным. А ведь для XVIII века оно имело грандиозные размеры: 392,6 метра в длину и 14,8 метра в высоту до верха карниза. Вся монументальная композиция здания подчеркивала величие империи, созданной Петром I. Во второй половине XVIII века оно стало доподлинно «Главным зданием Российской империи», так как именно из него осуществлялось административное управление огромными территориями.

Некоторые незначительные изменения были внесены в облик здания уже в 1750 г. В 1756 г. деревянный пол в первом этаже западной галереи был заменен кирпичным, так как воры без труда разбивали его, пробивали стену в подвал, а оттуда пробирались в «нижние покои», где хранилась денежная казна коллегий. В 1769 г. были выстроены 12 гранитных крылец, заменивших прежние ступени из известняка. Приблизительно в это же время засыпали обмелевший и заболотившийся канал на месте нынешней Менделеевской линии.

В самом начале XIX века здание стало пустеть, так как в результате реформы государственного управления, проведенной Александром I, вместо коллегий были созданы министерства, каждое из которых стало строить себе отдельное здание на Адмиралтейской стороне, куда переместился центр города. В итоге к началу 1806 г. в нем из центральных органов оставался один Синод, а остальные части были заняты архивом Сената, в центре – экспедиция заготовления гербовой бумаги, далее – Римско-католическая духовная коллегия и департамент коммерц-коллегии. В связи с этим в 1806 г. в четырех корпусах здания Двенадцати коллегий в помещениях «от Архива Сената до экспедиции заготовления гербовой бумаги» был размещен Педагогический институт, преобразованный в 1816 г. в главный Педагогический институт, на базе, которого возобновил свою деятельность в 1819 г. Санкт-Петербургский университет.

Уже в 1824 г. министерством народного просвещения был поднят вопрос о передаче университету всего здания, однако окончательно этот вопрос был решен только в 1830 г., когда министр народного просвещения Шишков добился положительной резолюции Николая I. Занятия же в университете с 1823 по 1837 гг. проходили в невзрачном здании на Кабинетной улице (ныне улица Правды). В первой четверти XIX в. произошла и закладка восточной галереи, при которой нижняя часть пролетов между столбами была заложена кирпичами и получившиеся проемы превращены в окна. Передача всего здания под университет повлекла за собой необходимость его переделки, ставшей самой значительной за его историю и чуть совсем было не уничтожившей его первоначальный облик.

Проект перестройки был разработан архитектором А.Ф.Щедриным и осуществлялся под общим надзором архитектора А.Шретера в 1834-1837гг. Были ликвидированы 12 крылец и открытая галерея со стороны восточного фасада. Часть (со стороны Невы) западной галереи также была превращена в закрытое помещение. Там же устроили лестницу и проделали вход в здание с набережной. В результате остекления второго этажа западной галереи был образован знаменитый университетский коридор с венецианскими окнами протяженностью почти во всю длину здания и объединивший 12 корпусов в единое целое. По стороне противоположной от окон были установлены специально заказанные книжные шкафы, в которых разместилась часть книжных богатств университетской библиотеки. В XIX – начале XX в., когда все четыре факультета университета размещались в одном здании, коридор становится сосредоточием студенческой жизни. Здесь вывешивались всевозможные объявления, устраивались студенческие сходки. В перерывах между занятиями, а иногда и вместо них, по коридору прогуливались студенты, обсуждая свои дела. Здесь завязывались знакомства, многочисленные землячества выставляли свои столы и устраивали различные мероприятия. На рубеже 1940 – 1950 гг. коридор был украшен скульптурными и портретными изображениями выдающихся ученых и деятелей культуры, работавших или учившихся в Петербургском университете. Коридор стал одним из символов университета и его достопримечательностью, вдохновившей Анну Ахматову на следующие строки из «Поэмы без героя»:

Коридор Петровских Коллегий
Бесконечен, гулок и прям.
(Что угодно может случиться
Но он будет упрямо сниться
Тем, кто нынче проходит там.)

Существенным изменением при перестройке здания стало подчеркивание центра в его фасаде. Это достигалось тем, что три средних корпуса объединили под одну кровлю, а сад, разбитый перед зданием, прерываясь перед центральным входом, образовывал полукруглую площадку. Этот сад, созданный садовником Д.Бушом, был устроен по распоряжению Николая I «по тому уважению, дабы устранить проходящих от нижнего этажа, где расположены столовые и отдалить шум проезжающих экипажей от аудиторий». По проекту А.Ф.Щедрина сад был отделен от проезжей части чугунной оградой, поставленной на высокий цоколь из пудожского камня. В первой половине XIX в. этот сад также выполнял функции университетского ботанического сада. В центре здания были сооружены: широкая парадная лестница, вестибюль, трех купольная внутренняя университетская церковь в честь Св. Апостолов Петра и Павла, о которой подробнее будет сказано ниже.

С северной стороны от центральной лестницы был устроен «Зал Торжественных собраний» (ныне Актовый зал). Большой двухсветный зал прямоугольной формы (31 метр в длину и 16 метров шириной) был решен в стиле строгого классицизма и окрашен в белый цвет. По всему периметру расположилась колоннада с капителями ионического ордера, отделанная белым искусственным мрамором и поддерживающая хоры, опоясывающие зал со всех четырех сторон. Хоры имеют балюстраду, основание которой украшено орнаментом в виде меандра.

В 1838 г. в этом зале состоялся ежегодный университетский торжественный акт, посвященный возвращению университета в реконструированное здание Двенадцати коллегий. В дальнейшем здесь проходили все наиболее важные события в жизни университета: торжественные собрания, лекции наиболее популярных профессоров, на которые приходили студенты разных факультетов, встречи высокопоставленных гостей университета, концерты симфонической музыки. Первый концерт университетского симфонического оркестра под управлением композитора и дирижера К.Б. Шуберта состоялся 4 апреля 1842 г. В концертах, проводимых в Актовом зале принимали участие А.Г.Рубинштейн, Н.А.Римский-Корсаков, Полина Виардо, А.Е.Варламов и многие другие музыканты и певцы. Именно, здесь впервые прозвучали некоторые произведения М.А.Балакирева и А.С.Даргомыжского. Университетские концерты, билеты на которые было не просто достать, собирали в 1840 - 1850-е гг. лучшую часть петербургской музыкальной публики.

Актовый зал во второй половине XIX – начале XX в. часто становился и местом студенческих сходок и митингов, на которых с хоров разбрасывались листовки революционного содержания. На акте 8 февраля 1881 г. произошла студенческая демонстрация против министра народного просвещения А.А.Сабурова (один из студентов нанес ему пощечину). В феврале 1905 г. на одной из массовых сходок был публично разорван висевший там портрет императора Николая II. В ходе этих бурных событий пришлось даже заменить деревянные двери, ведущие в зал, на железные, ключ от которых хранился непосредственно у ректора, с тем, чтобы помешать студентам устраивать там революционные митинги. В годы первой мировой войны в зале размещался военный госпиталь для раненых солдат и офицеров.

И поныне Актовый зал является основным самым большим (вмещает до 600 человек) университетским залом. Здесь проходят самые крупные и важные мероприятия: заседания Ученого совета, пленарные заседания международных и всероссийских научных конференций, концерты классической и симфонической музыки; выступают перед студентами ученые, политики, деятели искусства и культуры. Только за последние несколько лет в Актовом зале выступали с речами королева Великобритании, король Норвегии, президенты Франции, Португалии, Греции, Исландии, канцлер Германии и многие другие гости университета. В мае 2002 г. здесь прошла совместная встреча со студентами СПбГУ президентов России В.В.Путина и США Д.Буша. На хорах Актового зала с 1989 г. организована выставочная галерея музея истории СПбГУ, в которой прошло более сотни выставок отечественных и зарубежных художников и фотографов.

В результате перестройки 1830-х гг. из интерьеров XVIII века был сохранен только Сенатский (Петровский) зал, что касается остальных внутренних помещений бывших коллегий, то они были капитально перепланированы под нужды университета. Кроме учебных аудиторий в здании были устроены квартиры профессоров и служителей, а также жилые помещения для «казеннокоштных» студентов, которые обучались и содержались за счет государства, но впоследствии должны были прослужить в ведомстве министерства народного просвещения определенное число лет. Эти «спальни» располагались на третьем этаже. Из «профессорских апартаментов» сохранилась квартира Д.И.Менделеева на первом этаже центральной части здания, в которой еще в 1911 г. был устроен музей, посвященный великому ученому. Наличие жилых помещений в здании Двенадцати коллегий породило множество мифов и легенд, одной из которых, весьма популярной у студентов как XIX, так и XX в., был рассказ о привидении молодой жены профессора, ставшей жертвой ревности супруга и разгуливающей в полночь по коридору.

Порядок расположения подразделений университета к началу XX столетия был таков: со стороны Невы – физико-математический факультет, далее – юридический, историко-филологический, затем факультет восточных языков. Также следует иметь в виду, что до своей ликвидации в 1860-е гг. часть здания продолжал занимать Главный педагогический институт. Уже во второй половине XIX в. университету стало тесно в одном здании и с этого времени шло строительство или освоение других зданий на территории двора Двенадцати коллегий. С Николаевских времен до 1911 гг. здание было выкрашено в единый мрачный красно-коричневый цвет, как и многие правительственные постройки. А затем ему вернули более свойственное петровскому барокко сочетание красных стен с белыми пилястрами. В экспозиции и фондах музея хранится много различных изображений здания и его интерьеров в разные времена.