Виртуальная прогулка по Императорскому
Санкт-Петербургскому университету конца XIX века
(по материалам Музея истории СПбГУ)

   

Университет в XIX веке

Коридор здания Двенадцати коллеги

к.и.н., доцент И.Л.Тихонов

&nbap

Коридор Петровских Коллегий
Бесконечен, гулок и прям.
(Что угодно может случиться,
Но он будет упрямо сниться
Тем, кто нынче проходит там).

Анна Ахматова
«Поэма без героя»

Коридор здания Двенадцати коллегий является одной из главных его достопримечательностей и одним из символов Санкт-Петербургского государственного университета. История его появления неразрывно связана с историей и самого здания и Петербургского университета. Здание Двенадцати коллегий было построено в 1722-1742 гг. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 Г.. Проект здания был разработан первым архитектором Санкт-Петербурга Доменико Трезини и этот проект победил на первом в России архитектурном конкурсе. Строительство велось под руководством самого Д.Трезини и Т.Швертфегера, а завершили работы М. Г. Земцов и Джузеппе Трезини (зять Доменико Трезини). Здание представляло собой двенадцать одинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой общими стенами, протянувшихся почти на 400 метров вдоль канала, прорытого на месте современной Менделеевской линии. В XVIII веке каждый корпус имел свой отдельный вход, и проходов между ними не было. Архитектура здания глубоко символична: она отражала самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивала их взаимосвязь при решении государственных задач. Первоначально здание выполняло две функции - административную и торговую. Помимо того, что в нем размещались высшие органы государственного управления, на первом этаже по восточному фасаду, под аркадой "гостиного двора", располагались торговые ряды и лавки. На Неву здание выходило узким торцом в четыре окна, а своим парадным восточным фасадом было обращено в сторону предполагаемой центральной площади новой столицы, поскольку по первоначальным планам центр города должен был разместиться на Васильевском острове с доминантой на его стрелке. По западному фасаду здания со стороны двора была сооружена спроектированная Доменико Трезини открытая двухэтажная галерея. Собственно, ее возведение в 1738 – 1741 гг. и завершило формирование внешнего облика здания Двенадцати коллегий в XVIII в. Подобные галереи были очень характерны для итальянской архитектуры, где выполняли роль защиты от жаркого солнца или дождя и служили местом для прогулок. Именно второй этаж этой галереи впоследствии и был превращен в коридор.

В самом начале XIX века здание стало пустеть, так как в результате реформы государственного управления, проведенной Александром I, вместо коллегий были созданы министерства, каждое из которых стало строить себе отдельное здание. Кроме того из-за трудностей с сообщением, центр города к этому времени был перенесен на левый берег Невы, на Адмиралтейскую сторону. В итоге к началу 1806 г. в нем из центральных органов оставался один Синод, а остальные части были заняты архивом Сената, в центре – экспедиция заготовления гербовой бумаги, далее – Римско-католическая духовная коллегия и департамент коммерц-коллегии. В связи с этим в 1806 г. в четырех корпусах здания Двенадцати коллегий в центральной части здания, в помещениях «от Архива Сената до экспедиции заготовления гербовой бумаги» был размещен Педагогический институт, преобразованный в 1816 г. в Главный Педагогический институт, на базе, которого возобновил свою деятельность в 1819 г. Санкт-Петербургский университет. Но в 1828 г. Педагогический институт был восстановлен и просуществовал до 1859 г., когда его студенты были переведены в университет. Большинство профессоров института одновременно являлись и профессорами университета, а среди его выпускников были Н.А.Добролюбов и Д.И.Менделеев. Таким образом, до 1859 г. в здании располагалось два высших учебных заведения, которые были очень тесно связаны между собой. Еще в 1824 г. министерством народного просвещения был поднят вопрос о передаче университету всего здания Двенадцати коллегий, однако окончательно этот вопрос был решен только в 1830 г. после распоряжения императора Николая I. Передача и приспособление всего здания под университет повлекли за собой необходимость его переделки, ставшей самой значительной за его историю. Проект перестройки был разработан архитектором министерства народного просвещения А.Ф. Щедриным и осуществлялся под общим надзором архитектора А. Шретера в 1834-1837 гг. Еще ранее в первой четверти XIX в. были ликвидированы 12 крылец и открытая галерея со стороны восточного фасада. Нижняя часть пролетов между столбами была заложена кирпичами и получившиеся проемы превращены в окна. Образовавшиеся помещения были вскоре приспособлены под нужды университета, там были устроены квартиры профессоров, например, будущий кабинет Д.И.Менделева.

Часть западной галереи (со стороны Невы) также была превращена в закрытые помещения, а в результате остекления второго этажа западной галереи был образован знаменитый университетский коридор с венецианскими окнами протяженностью почти во всю длину здания (392,7 метра). Существенным изменением было подчеркивание центра в здании. Это достигалось тем, что три средних корпуса объединили под одну кровлю, а сад, разбитый перед зданием, образовывал перед центральным входом полукруглую площадку. В центре здания были сооружены: широкая парадная лестница, вестибюль, трех купольная внутренняя университетская церковь (в ней в настоящее время располагается музей истории университета) и "Зал Торжественных собраний" (Актовый зал). Из интерьеров XVIII века был сохранен только Сенатский (Петровский) зал с живописным плафоном на перекрытиях и семью панно на стенах второго яруса и богатым лепным убранством в стиле барокко. Что касается остальных внутренних помещений бывших коллегий, то они были капитально перестроены. В результате переделки 1830-х гг. здание приобрело тот облик, который в основных чертах сохраняется и поныне.

Создание коридора являлось одним из важнейших элементов приспособления здания Двенадцати коллегий под нужды университета, поскольку именно он объединил двенадцать разрозненных корпусов в единое целое, создав возможность внутреннего сообщения между ними. По стороне противоположной от окон были установлены специально заказанные книжные шкафы, в которых разместилась часть книжных богатств университетской библиотеки. По этой же стороне в коридоре были установлены дровяные печи для отопления помещений университета. В XIX – начале XX вв., когда все четыре факультета университета размещались в одном здании, коридор становится сосредоточием всей университетской жизни. Порядок расположения подразделений университета к началу XX столетия был таков: со стороны Невы – физико-математический факультет, далее – юридический, историко-филологический, затем факультет восточных языков и библиотека. Кабинеты ректора и проректора, зал заседаний Совета университета и другие центральные университетские органы находились в первом со стороны Невы корпусе. Большинство аудиторий выходило в коридор, который был всегда полон студентов. Здесь вывешивались всевозможные объявления, устраивались студенческие сходки. В перерывах между занятиями, а иногда и вместо них, по коридору прогуливались студенты, обсуждая свои дела. Здесь завязывались знакомства, многочисленные землячества выставляли свои столы и устраивали различные мероприятия. Нередко коридор становился местом студенческих сходок и стычек студентов с университетским начальством и даже полицией. В годы сталинского террора по коридору уводили арестованных профессоров, преподавателей и сотрудников университета

«Гулкий и бесконечный» коридор, особенно эффектно и таинственно смотрящийся в полумраке при лунном свете и наличие жилых помещений в здании Двенадцати коллегий порождало множество мифов и легенд. Так одной из них, весьма популярной у студентов как XIX, так и XX в., был рассказ о призраке молодой жены профессора, соблазненной студентом и ставшей жертвой ревности супруга, разгуливающем без головы в полночь по коридору.

Мемориальная галерея выдающихся деятелей науки и культуры, являющихся выпускниками или профессорами университета, в коридоре здания Двенадцати была создана в конце 1946 - начале 1947 гг. по инициативе ректора ЛГУ А.А.Вознесенского и при активном участии проректора по научной работе Ю.И.Полянского. Живописные и скульптурные работы были выполнены по заказу Университета в мастерских Ленинградского Художественного фонда. Портреты (51) были написаны маслом и помещены в гипсовые рамы. Скульптуры (12 статуй и 8 бюстов) были выполнены из гипса «под мрамор». В начале 1950-х гг. некоторые портреты, например юристы А.Д.Градовский, С.Н.Фойницкий, Н.М.Коркунов, историки Н.П.Павлов-Сильванский и А.С.Лаппо-Данилевский, скульптурное изображение Н.Я.Марра были по идеологическим причинам убраны из галереи. Неизвестно когда и по каким причинам исчез портрет выдающегося археолога, члена-корреспондента АН СССР А.А.Спицына, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в ноябре 2008 г. крупной научной конференцией в университете.

В 1968 г. в связи с приближающимся юбилеем Университета было принято решение заменить живописные портреты на новые. Живопись портретов к тому времени потемнела, рамы, выполненные в барочной манере из гипса, потрескались. Реставрационные работы были признаны нецелесообразными. Старые портреты были переданы частично в музей истории университета, частично на факультеты и кафедры. В начале 1968 г. на факультеты было разослано письмо за подписью проректора по научной работе Н.П.Пенкина и секретаря парткома А.А.Борисова, предлагающее для пополнения галереи факультетам в срок до 15 февраля представить списки лиц, портреты или бюсты которых они хотели бы видеть в коридоре. Например, физический факультет предложил поместить там изображения Э.Х.Ленца, А.Н.Теренина, П.И.Лукирского; а юридический факультет - академиков А.Ф.Кони и А.В.Венедиктова. От факультета психологии предложений не поступало. На основании поступивших предложений был сформирован список из 27 позиций, большая часть которого была реализована. Новый заказ портретов был выполнен мастерской художника Бабицкого в Академии Художеств. Рамы для портретов были выполнены из простого деревянного багета. Ответственным исполнителем проекта со стороны Университета был проректор П.П.Арапов.

В 1990-е гг. из галереи были убраны бюст А.И.Ульянова и статуя В.И.Ленина. В 2005 г. по инициативе Музея истории СПбГУ были подготовлены краткие жизнеописания каждого из представленных деятелей с переводом на английский язык. Художественное оформление жизнеописаний включало в себя печатание текстов на итальянском пергаменте академическим шрифтом и помещение их в специальные багетные рамки. В экспозицию были включены также новые портреты, выполненные художником П.А.Игнатьевым: историка искусства и художника А.Н.Бенуа, византиниста Н.П.Кондакова, физика В.А.Фока, антиковеда С.А.Жебелева (портрет которого присутствовал в старой экспозиции, но позднее был утрачен); а также портрет художника Н.К. Рериха, представленный Музеем-институтом семьи Рерихов. В том же году все 56 портретов были помещены в новые рамы, выполненные из испанского багета в мастерской «Ренессанс». В 2006 году к 100-летию со дня рождения академика Д.С.Лихачева была установлена его статуя работы скульптора П.П.Игнатьева. Мемориальная галерея в здании Двенадцати коллегий – уникальный памятник отечественной культуры, посвященный выдающимся представителям университетского сообщества прошлого и несущий в себе идеалы гуманизма и просвещения.

В настоящее время все свободное экспозиционное пространство коридора Главного здания занято живописными и скульптурными изображениями выдающихся деятелей науки и культуры Университета. Развитие Мемориальной галереи может происходить или за счет восстановления всей длины коридора здания, сокращенной в 1960-е гг. для расширения читального зала библиотеки. Также возможно размещение новых портретов в коридорном помещении 2-го этажа главного здания, занимаемом ныне подразделениями ректората.

На торцовой стене в южной части коридора с конца 1940-х до начала 1990-х гг. находилось живописное полотно «В.И.Ленин на экзамене в Петербургском университете», выполненное в 1947 г. специально для этого места по заказу университета народным художником СССР В.М.Орешниковым. На полотне был запечатлен барочный интерьер Сенатского (Петровского) зала, хотя на самом деле экзамены, которые в 1891 г. экстерном за полный курс юридического факультета сдавал в университете В.И.Ленин, проходили в другом месте. В настоящее время эта большая картина украшает интерьер библиотеки юридического факультета. А на этом месте в коридоре размещена картина Л. С. Давиденковой «Университету – быть!». Это полотно изображает момент подписания Петром I указа об учреждении Академии наук и Университета в январе 1724 года. Картина появилась к 270-летнему юбилею Университета, который отмечался в 1994 г.

Пространство коридора также используется для проведения временных выставок, которые устраивают Музей истории университета и Научная библиотека им. М.Горького. В последнее время там прошли выставки: «Университет в годы Великой отечественной войны 1941 – 1945 гг.» к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (2010 г.) и «М.В.Ломоносов и университетское образование в Санкт-Петербурге в XVIII в.» к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова (2011 г.). Обе выставки были подготовлены Музеем истории СПбГУ.

МЕМОРИАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ЗДАНИИ ДВЕНАДЦАТИ КОЛЛЕГИЙ

ЖИВОПИСНЫЕ ПОРТРЕТЫ

  • Балугьянский Михаил Андреевич (1769-1847) экономист, юрист
  • Плетнев Петр Александрович (1792-1865/66) поэт, лит. критик
  • Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) писатель, драматург
  • Срезневский Измаил Иванович (1812-1880) филолог-славист
  • Ленц Эмилий Христианович (1804-1865) физик, электротехник
  • Воскресенский Александр Абрамович (1809-1880) химик-органик
  • Сергеевич Василий Иванович (1832-1910) правовед
  • Лесгафт Петр Францевич (1837-1909) педагог, врач
  • Блок Александр Александрович (1880-1921) поэт
  • Бекетов Андрей Николаевич (1825-1902) ботаник
  • Меншуткин Николай Александрович (1842-1907) химик
  • Иностранцев Александр Александрович (1843-1919) геолог
  • Бородин Иван Парфеньевич (1847-1930) ботаник
  • Боргман Иван Иванович (1849-1914) физик
  • Кареев Николай Иванович (1850-1931) историк
  • Хвольсон Орест Даниилович (1852-1934) физик
  • Коновалов Дмитрий Петрович (1856-1929) химик
  • Шокальский Юлий Михайлович (1856-1940) географ
  • Земятченский Петр Андреевич (1856-1942) геолог, почвовед
  • Ляпунов Александр Михайлович (1857-1918) математик, механик
  • Шимкевич Владимир Михайлович (1858-1923) зоолог
  • Палладин Владимир Иванович (1859-1922) ботаник
  • Левинсон-Лессинг Франц Юльевич (1861-1939) геолог
  • Тищенко Вячеслав Евгеньевич (1861-1941) химик
  • Стеклов Владимир Андреевич (1863-1926) математик
  • Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) естествоиспытатель, геолог
  • Марр Николай Яковлевич (1864-1934) филолог-востоковед
  • Щербатской Федор Ипполитович (1866-1942) востоковед-индолог
  • Лондон Ефим Семенович (1868/69-1939) биохимик
  • Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник, историк искусства
  • Кондаков Никодим Павлович (1844-1925) историк искусства, византинист
  • Рерих Николай Константинович (1874-1947) художник, общ. деятель
  • Бартольд Василий Владимирович (1869-1930) историк, востоковед
  • Кравков Сергей Павлович (1873-1938) почвовед
  • Чугаев Лев Александрович (1873-1922) химик
  • Шишмарев Владимир Федорович (1875-1957) филолог
  • Берг Лев Семенович (1876-1950) географ, зоолог
  • Костычев Сергей Павлович (1877-1931) ботаник, микробиолог
  • Серебряков Михаил Васильевич (1879-1959) юрист, историк
  • Щерба Лев Владимирович (1880-1944) лингвист
  • Греков Борис Дмитриевич (1882-1953) историк
  • Догель Валентин Александрович (1882-1955) биолог, зоолог
  • Крачковский Игнатий Юлианович (1883-1951) востоковед-арабист
  • Венедиктов Анатолий Васильевич (1887-1959) экономист, юрист
  • Полканов Александр Алексеевич (1888-1963) геолог
  • Струве Василий Васильевич (1889-1965) востоковед, историк
  • Ларин Борис Александрович (1893-1964) лингвист
  • Лукирский Петр Иванович (1894-1954) физик
  • Лаппо-Данилевский Иван Александрович (1896-1931) математик
  • Жебелев Сергей Александрович (1867-1941) историк, филолог-классик
  • Толстой Иван Иванович (1880-1954) филолог-классик
  • Теренин Александр Николаевич (1896-1967) физик
  • Алексеев Михаил Павлович (1896-1981) филолог, литературовед
  • Вознесенский Александр Алексеевич (1898-1950) экономист
  • Фок Владимир Александрович (1898-1974) физик-теоретик, философ
  • Кочин Николай Евграфович (1901-1944) физик, математик
(по инициативе Ген.Консульства Армении в Санкт-Петербурге изготовлены портреты академиков В.А.Амбарцумяна и А.Л.Тахтаджяна, которые в ближайшее время предполагается разместить в галерее)

СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ

  • Тимирязев Климентий Аркадьевич (1843-1920) ботаник
  • Мечников Илья Ильич (1845-1916) биолог
  • Павлов Иван Петрович (1849-1936) физиолог
  • Ковалевский Максим Максимович (1851-1916) историк, юрист
  • Введенский Александр Иванович (1856—1925) философ, психолог
  • Попов Александр Степанович (1859-1906) физик, электротехник
  • Фаворский Алексей Евграфович (1860-1945) химик-органик
  • Шахматов Алексей Александрович (1864-1920) филолог, этнограф
  • Комаров Владимир Леонтьевич (1869-1945) ботаник
  • Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942) естествоиспытатель, биолог
  • Рождественский Дмитрий Сергеевич (1876-1940) физик-оптик
  • Александров Александр Данилович (1912-1999) математик, геометр, философ

СТАТУИ

  • Петр I Великий (1672-1725) император России
  • Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) ученый-энциклопедист
  • Чебышёв Пафнутий Львович (1821-1894) математик
  • Бутлеров Александр Михайлович (1828-1886) химик-органик
  • Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) писатель, публицист
  • Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907) химик
  • Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) физиолог, психолог
  • Веселовский Александр Николаевич (1838-1906) филолог, фольклорист Ковалевский Александр Онуфриевич (1840-1901) биолог, зоолог
  • Докучаев Василий Васильевич (1846-1903) геолог, почвовед
  • Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906-1999) филолог, литературовед, историк