Виртуальная прогулка по Императорскому
| ||
Университет в XIX веке | ||
Коридор здания Двенадцати коллегик.и.н., доцент И.Л.Тихонов &nbap Коридор Петровских Коллегий Анна Ахматова Коридор здания Двенадцати коллегий является одной из главных его достопримечательностей и одним из символов Санкт-Петербургского государственного университета. История его появления неразрывно связана с историей и самого здания и Петербургского университета. Здание Двенадцати коллегий было построено в 1722-1742 гг. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 Г.. Проект здания был разработан первым архитектором Санкт-Петербурга Доменико Трезини и этот проект победил на первом в России архитектурном конкурсе. Строительство велось под руководством самого Д.Трезини и Т.Швертфегера, а завершили работы М. Г. Земцов и Джузеппе Трезини (зять Доменико Трезини). Здание представляло собой двенадцать одинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой общими стенами, протянувшихся почти на 400 метров вдоль канала, прорытого на месте современной Менделеевской линии. В XVIII веке каждый корпус имел свой отдельный вход, и проходов между ними не было. Архитектура здания глубоко символична: она отражала самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивала их взаимосвязь при решении государственных задач. Первоначально здание выполняло две функции - административную и торговую. Помимо того, что в нем размещались высшие органы государственного управления, на первом этаже по восточному фасаду, под аркадой "гостиного двора", располагались торговые ряды и лавки. На Неву здание выходило узким торцом в четыре окна, а своим парадным восточным фасадом было обращено в сторону предполагаемой центральной площади новой столицы, поскольку по первоначальным планам центр города должен был разместиться на Васильевском острове с доминантой на его стрелке. По западному фасаду здания со стороны двора была сооружена спроектированная Доменико Трезини открытая двухэтажная галерея. Собственно, ее возведение в 1738 – 1741 гг. и завершило формирование внешнего облика здания Двенадцати коллегий в XVIII в. Подобные галереи были очень характерны для итальянской архитектуры, где выполняли роль защиты от жаркого солнца или дождя и служили местом для прогулок. Именно второй этаж этой галереи впоследствии и был превращен в коридор. В самом начале XIX века здание стало пустеть, так как в результате реформы государственного управления, проведенной Александром I, вместо коллегий были созданы министерства, каждое из которых стало строить себе отдельное здание. Кроме того из-за трудностей с сообщением, центр города к этому времени был перенесен на левый берег Невы, на Адмиралтейскую сторону. В итоге к началу 1806 г. в нем из центральных органов оставался один Синод, а остальные части были заняты архивом Сената, в центре – экспедиция заготовления гербовой бумаги, далее – Римско-католическая духовная коллегия и департамент коммерц-коллегии. В связи с этим в 1806 г. в четырех корпусах здания Двенадцати коллегий в центральной части здания, в помещениях «от Архива Сената до экспедиции заготовления гербовой бумаги» был размещен Педагогический институт, преобразованный в 1816 г. в Главный Педагогический институт, на базе, которого возобновил свою деятельность в 1819 г. Санкт-Петербургский университет. Но в 1828 г. Педагогический институт был восстановлен и просуществовал до 1859 г., когда его студенты были переведены в университет. Большинство профессоров института одновременно являлись и профессорами университета, а среди его выпускников были Н.А.Добролюбов и Д.И.Менделеев. Таким образом, до 1859 г. в здании располагалось два высших учебных заведения, которые были очень тесно связаны между собой. Еще в 1824 г. министерством народного просвещения был поднят вопрос о передаче университету всего здания Двенадцати коллегий, однако окончательно этот вопрос был решен только в 1830 г. после распоряжения императора Николая I. Передача и приспособление всего здания под университет повлекли за собой необходимость его переделки, ставшей самой значительной за его историю. Проект перестройки был разработан архитектором министерства народного просвещения А.Ф. Щедриным и осуществлялся под общим надзором архитектора А. Шретера в 1834-1837 гг. Еще ранее в первой четверти XIX в. были ликвидированы 12 крылец и открытая галерея со стороны восточного фасада. Нижняя часть пролетов между столбами была заложена кирпичами и получившиеся проемы превращены в окна. Образовавшиеся помещения были вскоре приспособлены под нужды университета, там были устроены квартиры профессоров, например, будущий кабинет Д.И.Менделева. Часть западной галереи (со стороны Невы) также была превращена в закрытые помещения, а в результате остекления второго этажа западной галереи был образован знаменитый университетский коридор с венецианскими окнами протяженностью почти во всю длину здания (392,7 метра). Существенным изменением было подчеркивание центра в здании. Это достигалось тем, что три средних корпуса объединили под одну кровлю, а сад, разбитый перед зданием, образовывал перед центральным входом полукруглую площадку. В центре здания были сооружены: широкая парадная лестница, вестибюль, трех купольная внутренняя университетская церковь (в ней в настоящее время располагается музей истории университета) и "Зал Торжественных собраний" (Актовый зал). Из интерьеров XVIII века был сохранен только Сенатский (Петровский) зал с живописным плафоном на перекрытиях и семью панно на стенах второго яруса и богатым лепным убранством в стиле барокко. Что касается остальных внутренних помещений бывших коллегий, то они были капитально перестроены. В результате переделки 1830-х гг. здание приобрело тот облик, который в основных чертах сохраняется и поныне. Создание коридора являлось одним из важнейших элементов приспособления здания Двенадцати коллегий под нужды университета, поскольку именно он объединил двенадцать разрозненных корпусов в единое целое, создав возможность внутреннего сообщения между ними. По стороне противоположной от окон были установлены специально заказанные книжные шкафы, в которых разместилась часть книжных богатств университетской библиотеки. По этой же стороне в коридоре были установлены дровяные печи для отопления помещений университета. В XIX – начале XX вв., когда все четыре факультета университета размещались в одном здании, коридор становится сосредоточием всей университетской жизни. Порядок расположения подразделений университета к началу XX столетия был таков: со стороны Невы – физико-математический факультет, далее – юридический, историко-филологический, затем факультет восточных языков и библиотека. Кабинеты ректора и проректора, зал заседаний Совета университета и другие центральные университетские органы находились в первом со стороны Невы корпусе. Большинство аудиторий выходило в коридор, который был всегда полон студентов. Здесь вывешивались всевозможные объявления, устраивались студенческие сходки. В перерывах между занятиями, а иногда и вместо них, по коридору прогуливались студенты, обсуждая свои дела. Здесь завязывались знакомства, многочисленные землячества выставляли свои столы и устраивали различные мероприятия. Нередко коридор становился местом студенческих сходок и стычек студентов с университетским начальством и даже полицией. В годы сталинского террора по коридору уводили арестованных профессоров, преподавателей и сотрудников университета «Гулкий и бесконечный» коридор, особенно эффектно и таинственно смотрящийся в полумраке при лунном свете и наличие жилых помещений в здании Двенадцати коллегий порождало множество мифов и легенд. Так одной из них, весьма популярной у студентов как XIX, так и XX в., был рассказ о призраке молодой жены профессора, соблазненной студентом и ставшей жертвой ревности супруга, разгуливающем без головы в полночь по коридору. Мемориальная галерея выдающихся деятелей науки и культуры, являющихся выпускниками или профессорами университета, в коридоре здания Двенадцати была создана в конце 1946 - начале 1947 гг. по инициативе ректора ЛГУ А.А.Вознесенского и при активном участии проректора по научной работе Ю.И.Полянского. Живописные и скульптурные работы были выполнены по заказу Университета в мастерских Ленинградского Художественного фонда. Портреты (51) были написаны маслом и помещены в гипсовые рамы. Скульптуры (12 статуй и 8 бюстов) были выполнены из гипса «под мрамор». В начале 1950-х гг. некоторые портреты, например юристы А.Д.Градовский, С.Н.Фойницкий, Н.М.Коркунов, историки Н.П.Павлов-Сильванский и А.С.Лаппо-Данилевский, скульптурное изображение Н.Я.Марра были по идеологическим причинам убраны из галереи. Неизвестно когда и по каким причинам исчез портрет выдающегося археолога, члена-корреспондента АН СССР А.А.Спицына, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в ноябре 2008 г. крупной научной конференцией в университете. В 1968 г. в связи с приближающимся юбилеем Университета было принято решение заменить живописные портреты на новые. Живопись портретов к тому времени потемнела, рамы, выполненные в барочной манере из гипса, потрескались. Реставрационные работы были признаны нецелесообразными. Старые портреты были переданы частично в музей истории университета, частично на факультеты и кафедры. В начале 1968 г. на факультеты было разослано письмо за подписью проректора по научной работе Н.П.Пенкина и секретаря парткома А.А.Борисова, предлагающее для пополнения галереи факультетам в срок до 15 февраля представить списки лиц, портреты или бюсты которых они хотели бы видеть в коридоре. Например, физический факультет предложил поместить там изображения Э.Х.Ленца, А.Н.Теренина, П.И.Лукирского; а юридический факультет - академиков А.Ф.Кони и А.В.Венедиктова. От факультета психологии предложений не поступало. На основании поступивших предложений был сформирован список из 27 позиций, большая часть которого была реализована. Новый заказ портретов был выполнен мастерской художника Бабицкого в Академии Художеств. Рамы для портретов были выполнены из простого деревянного багета. Ответственным исполнителем проекта со стороны Университета был проректор П.П.Арапов. В 1990-е гг. из галереи были убраны бюст А.И.Ульянова и статуя В.И.Ленина. В 2005 г. по инициативе Музея истории СПбГУ были подготовлены краткие жизнеописания каждого из представленных деятелей с переводом на английский язык. Художественное оформление жизнеописаний включало в себя печатание текстов на итальянском пергаменте академическим шрифтом и помещение их в специальные багетные рамки. В экспозицию были включены также новые портреты, выполненные художником П.А.Игнатьевым: историка искусства и художника А.Н.Бенуа, византиниста Н.П.Кондакова, физика В.А.Фока, антиковеда С.А.Жебелева (портрет которого присутствовал в старой экспозиции, но позднее был утрачен); а также портрет художника Н.К. Рериха, представленный Музеем-институтом семьи Рерихов. В том же году все 56 портретов были помещены в новые рамы, выполненные из испанского багета в мастерской «Ренессанс». В 2006 году к 100-летию со дня рождения академика Д.С.Лихачева была установлена его статуя работы скульптора П.П.Игнатьева. Мемориальная галерея в здании Двенадцати коллегий – уникальный памятник отечественной культуры, посвященный выдающимся представителям университетского сообщества прошлого и несущий в себе идеалы гуманизма и просвещения. В настоящее время все свободное экспозиционное пространство коридора Главного здания занято живописными и скульптурными изображениями выдающихся деятелей науки и культуры Университета. Развитие Мемориальной галереи может происходить или за счет восстановления всей длины коридора здания, сокращенной в 1960-е гг. для расширения читального зала библиотеки. Также возможно размещение новых портретов в коридорном помещении 2-го этажа главного здания, занимаемом ныне подразделениями ректората. На торцовой стене в южной части коридора с конца 1940-х до начала 1990-х гг. находилось живописное полотно «В.И.Ленин на экзамене в Петербургском университете», выполненное в 1947 г. специально для этого места по заказу университета народным художником СССР В.М.Орешниковым. На полотне был запечатлен барочный интерьер Сенатского (Петровского) зала, хотя на самом деле экзамены, которые в 1891 г. экстерном за полный курс юридического факультета сдавал в университете В.И.Ленин, проходили в другом месте. В настоящее время эта большая картина украшает интерьер библиотеки юридического факультета. А на этом месте в коридоре размещена картина Л. С. Давиденковой «Университету – быть!». Это полотно изображает момент подписания Петром I указа об учреждении Академии наук и Университета в январе 1724 года. Картина появилась к 270-летнему юбилею Университета, который отмечался в 1994 г. Пространство коридора также используется для проведения временных выставок, которые устраивают Музей истории университета и Научная библиотека им. М.Горького. В последнее время там прошли выставки: «Университет в годы Великой отечественной войны 1941 – 1945 гг.» к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (2010 г.) и «М.В.Ломоносов и университетское образование в Санкт-Петербурге в XVIII в.» к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова (2011 г.). Обе выставки были подготовлены Музеем истории СПбГУ. МЕМОРИАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
| ||